Комментарии в СМИ
«Поправки в КоАП могут решить проблему неплатежей и привести к росту числа инвестпроектов по платным парковкам»
В своей авторской колонке юрист практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и Партнеры» Лусине Арутюнян рассуждает о том, как поправки в КоАП о привлечении к ответственности лиц, не оплативших платную парковку, повлияют на реализацию концессионных и ГЧП проектов.
1 марта президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон № 44-ФЗ «О внесении изменений в статьи 26.10 и 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Поправки позволят получать информацию о владельцах транспортных средств, которые нарушили правила платной парковки, чтобы выписать им штраф. По мнению юриста практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и Партнеры» Лусине Арутюнян, внесенные поправки могут привести к росту числа инвестиционных проектов в отношении платных парковок.
В настоящее время нет широкой практики реализации концессионных соглашений в отношении платных парковок (парковочных мест). Стоит отметить, что речь идет о платных парковках, которые располагаются на автомобильных дорогах, то есть на которые возможен свободный заезд и выезд, в отличие от, например, закрытых многоуровневых парковок.
К примерам концессионных соглашений в отношении платных парковок можно отнести следующие проекты:
- концессионное соглашение в Нижнем Новгороде, заключенное в январе 2020 года, объем инвестиций – около 200 млн руб., источник дохода концессионера – плата за пользование парковками, часть платы идет в бюджет муниципального образования в качестве концессионной платы;
- концессионное соглашение в Челябинске, заключенное в апреле 2018 года, объем инвестиций – не менее 358 млн руб., источник дохода концессионера – плата за пользование парковками, часть платы идет в бюджет муниципального образования в качестве концессионной платы. Концессия находится в процессе расторжения;
- концессионное соглашение в Воронеже, заключенное в октябре 2017 года, объем инвестиций – не менее 100 млн руб., источник дохода концессионера – плата за пользование парковками, часть платы идет в бюджет муниципального образования в качестве концессионной платы;
- концессионное соглашение в Севастополе, заключенное в октябре 2016 года, источник дохода концессионера – плата концедента.
Концессии также планируются в ряде муниципалитетов, например, в Самаре.
Как препятствия в привлечении к ответственности неплательщиков влияют на реализацию концессионных проектов
Одна из основных проблем инвестиционных проектов в отношении парковок – это фактически невозможность привлечения к ответственности неплательщиков.
Проблема возникла в связи с тем, что по этой категории административных дел (неоплата платной парковки) чаще всего нарушение фиксируется с использованием средств, позволяющих осуществлять фото- и видеосъемку. В этом случае сразу должно выноситься постановление по делу об административном правонарушении (далее – постановление), и с момента вынесения такого постановления дело об административном правонарушении считается возбужденным.
В постановлении должны указываться сведения о нарушителе; кроме того, постановление должно быть направлено нарушителю в течение 3 дней со дня его вынесения.
Соответственно, для того, чтобы вынести постановление, нужно знать данные нарушителя. При этом у должностного лица, которое выносит это постановление, такой информации нет, у него есть только информация о номере транспортного средства.
Частично эту проблему решили в 2018 году, когда были приняты Федеральный закон от 03.02.2018 № 332-ФЗ и Приказ МВД России от 11.09.2018 № 586. Согласно указанным актам, информация о владельцах транспортных средств предоставляется подразделением Госавтоинспекции по месту совершения административного правонарушения должностному лицу, уполномоченному осуществлять производство по делу о соответствующем правонарушении.
Однако проблема не была решена полностью. Госавтоинспекция может предоставлять информацию только на основании определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела. Такое определение, в свою очередь, может выноситься только в рамках производства по делу об административном правонарушении, то есть после вынесения постановления.
Получался замкнутый круг – для вынесения постановления нужна информация о владельце транспортного средства, а для получения информации о владельце нужно вынесенное постановление. Это приводило к тому, что штрафы за неоплату парковки фактически не взимались.
С учетом того что возврат инвестиций и получение доходности по концессионным проектам в отношении платных парковок достигаются в основном за счет платы за парковку, своевременное внесение такой платы является важным условием для успешной реализации подобных инвестиционных проектов. Если же пользователи парковки осведомлены о том, что их нельзя привлечь к ответственности за неоплату парковки, то у них существенно снижается мотивация эту парковку оплачивать.
О массовой неоплате парковки свидетельствуют, например, данные концессионера в Воронеже – так, за январь 2020 года концессионер зафиксировал более 47 тыс. фактов неоплаты парковочных сессий. Согласно информации из открытых источников, концессионный проект в отношении платной парковки, который планировался в Липецке, не был запущен, в том числе из-за того, что на законодательном уровне не отработан вопрос взимания платы.
Решат ли эту проблему принятые поправки в законодательство
Проблему неплательщиков могут решить одобренные поправки в статьи 26.10 и 28.1 КоАП РФ. Согласно пояснительной записке к законопроекту основная цель принятия закона – появление возможности привлекать к ответственности лиц, не оплативших платную парковку.
С учетом внесенных поправок теперь для получения информации о владельце транспортного средства не требуется наличие постановления. Достаточно наличия повода к возбуждению дела, а именно зафиксированного правонарушения, и отсутствия необходимых для вынесения постановления сведений о владельце ТС. Информацию о нарушителе будет предоставлять Госавтоинспекция. Кроме того, предусмотрена возможность получения сведений в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Есть отдельные вопросы к тому, как эти поправки будут реализовываться – в частности, прямо не установлен срок, в течение которого подразделение Госавтоинспекции должно предоставлять информацию о владельце транспортного средства, есть определенные противоречия в процедуре возбуждения дела в случае вынесения определения об истребовании сведений о владельце и прочее.
Однако в целом представляется, что поправки приведут к увеличению собираемости штрафов и, следовательно, к росту количества инвестиционных проектов по организации и эксплуатации платных парковок.
Материал опубликован на сайте платформы поддержки инфраструктурных проектов «РОСИНФРА» 04.03.2020
Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ
- Концессии в сфере ТКО: итоги года 2023 PDF
- Брошюра о перспективах развития ГЧП в городском наземном рельсовом транспорте PDF
- Обзор ключевой судебной и антимонопольной практики по концессионным соглашениям за 2020 год PDF
- Обзор судебной практики по отдельным вопросам заключения концессионных соглашений в порядке частной инициативы PDF