Новое в регулировании

Правительство РФ установило критерии объектов социально-культурного назначения и масштабных инвестиционных проектов для целей предоставления земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов

Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены существенные изменения в действующий порядок предоставления земельных участков.

В частности, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.6 договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, может быть заключен без проведения торгов в случае:

  • предоставления земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 № 1603 (далее – Постановление) утверждены критерии, которым должны соответствовать объекты социально-культурного назначения и масштабные инвестиционные проекты и для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в аренду без проведения торгов». Документ вступает в силу одновременно с внесенными изменениями в Земельный кодекс РФ – 01 марта 2015 года.

1. В Постановлении указывается, что предоставление земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в аренду без проведения торгов в целях размещения объектов социально-культурного назначения допускается в случае, если такие объекты соответствуют приоритетам и целям, определенным в прогнозах и программах социально-экономического развития Российской Федерации, государственных программах Российской Федерации (государственных программах субъектов Российской Федерации).

Таким образом, Правительство РФ фактически установило возможность предоставления земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для целей создания объектов, которые формально могут не относиться к категории объектов социально-культурного назначения.

2. Предоставление земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в аренду без проведения торгов в целях реализации масштабных инвестиционных проектов допускается в случае, если такие проекты в соответствии с обосновывающими документами, представленными инициатором проекта, предполагают строительство каких-либо из следующих объектов:

а) объекты, размещение которых позволит значительно (на 1 процент и более) увеличить количество рабочих мест в муниципальном образовании, на территории которого они размещаются, но не менее чем на 250 рабочих мест;

б) объекты, размещение которых позволит значительно (на 1 процент и более) увеличить ежегодные поступления от налогов, взимаемых на территории муниципального образования, но не менее чем на 5 млн. рублей;

в) индивидуальные жилые дома, многоквартирные дома, передаваемые в собственность или социальный найм гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций.

Из указанных критериев следует, что Правительство РФ устанавливает в качестве критериев масштабности инвестиционного проекта для целей предоставления федеральной земли получаемый от проекта социальный эффект для населения, размер налоговых поступлений, а также назначение создаваемых объектов. В то же время, указанные критерии могут быть также определены в качестве социально-ориентированных.

Необходимо отметить, что указанные в Постановлении критерии не распространяются на предоставление земельных участков юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов РФ (п. 3 ч. 1 ст. 39.6 ЗК РФ). Законами субъектов РФ могут быть установлены иные критерии, соответствующие потребностям конкретного региона.

Полагаем, что при установлении критериев масштабности инвестиционных проектов следует исходить из объема вовлекаемых в проект частных инвестиций, направленных на реализацию проекта. Помимо этого, по нашему мнению, критерием масштабности инвестиционного проекта может выступать факт размещения объекта соглашения на территории нескольких муниципальных образований.

Скачать PDF

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ