Комментарии в СМИ
«Правительство вывело концессии из-под действия законопроекта о защите инвестиций»
Денис Качкин, управляющий партнер, руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и Партнеры» считает необходимым продолжить прорабатывать идеи Минфина об учете забалансовых обязательств бюджета и оценке целесообразности участия государства в ГЧП-проектах.
Об этом просили инвесторы в инфраструктуру, опасавшиеся, что новые правила заморозят рынок.
Инвесторам в инфраструктуру удалось добиться изменения законопроекта о защите инвестиций – во вторник на совещании в правительстве первый вице-премьер Андрей Белоусов согласился вывести государственно-частные проекты из-под его действия. Об этом «Ведомостям» рассказали три федеральных чиновника и человек, близкий к одному из участников рабочей группы по доработке законопроекта.
На этом настаивали в совместной резолюции крупнейшие участники рынка инфраструктуры – госкомпания «Автодор», «Автобан», Сбербанк, Газпромбанк, структуры ВТБ и др. Законопроект, принятый Госдумой в первом чтении, критиковали президент Сбербанка Герман Греф, президент РСПП Александр Шохин, замминистра транспорта Иннокентий Алафинов.
Быстрее принять документ, который чиновники окрестили «инвестиционным кодексом», требовал президент Владимир Путин. О важности закона для привлечения инвестиций говорил сразу после своего назначения новый председатель правительства Михаил Мишустин. Подготовленный Минфином законопроект обещает инвесторам неизменные условия ведения бизнеса. Однако, улучшая среду для вложений в промышленность, документ резко ограничил свободу инвестиций в дорогие и долгосрочные инфраструктурные проекты. Законопроект за полгода стал главной угрозой для рынка государственно-частного партнерства (ГЧП), а он формировался 15 лет, говорит руководитель практики ГЧП «Шварц и партнеры» Данил Подшивалов. Именно с использованием инструментов ГЧП строились наиболее дорогие автодороги, например ЦКАД, трасса М11 Москва – Санкт-Петербург, с их помощью чиновники рассчитывают выполнить план строительства магистральной инфраструктуры ценой около 7 трлн руб.
«Инициатива Минфина, без преуменьшения, сплотила все инвестиционное сообщество», – указывает партнер бюро «Качкин и партнеры» Денис Качкин, предлагалось «зарегулировать все возможные сферы, в том числе давно и успешно работающие концессии». У инвесторов было много претензий к законопроекту. Например, он отдает приоритет поддержке проектов, которые приведут к росту бюджетных доходов, что может ограничить строительство социальной инфраструктуры. А предусмотренный документом обязательный аудит проектов, претендующих более чем на 1 млрд руб. господдержки, увеличит сроки их подготовки, предупреждал Алафинов. Проблемы возникнут и с финансированием ГЧП и концессий: любые расходы бюджета пришлось бы обосновать и согласовать с государством, а в таких проектах они могут возникнуть при наступлении условий, предусмотренных соглашением с инвестором, например при его досрочном расторжении или компенсации недополученного дохода. Еще одна проблема – по концессиям государство может гарантировать окупаемость инвестиций в течение 40 лет, а законопроект сокращал этот срок вдвое.
Участники рынка жаловались на несоответствие законопроекта практике финансирования и реализации концессионных соглашений и о ГЧП, на ухудшение институциональной среды, возникновение нефинансовых рисков и рисков «инвестиционной паузы» из-за отсутствия необходимой нормативной базы, сказано в протоколе совещания, которое в декабре прошло в Минэкономразвития («Ведомости» ознакомились с его копией).
К моменту принятия законопроекта в первом чтении о необходимости его серьезной доработки говорили председатель Госдумы Вячеслав Володин, сам Белоусов, помощник президента Максим Орешкин, работавший тогда министром экономического развития. Будут ли выведены из-под действия законопроекта проекты ГЧП и концессии – ключевой вопрос, признавал председатель комитета Госдумы по экономической политике Сергей Жигарев. В конце декабря курировавший разработку проекта замминистра финансов Андрей Иванов говорил, что ведомство не готово пойти на это, необходимость новых ограничений он объяснил неконтролируемыми бюджетными рисками, которые возникают при подписании концессионных соглашений, например, из-за гарантий доходности инвестиций. Никто не знает, сколько концессий и ГЧП подписано, риски для государства оцениваются в 3 трлн руб., рассказывал Иванов и предлагал создать реестр таких соглашений. Теперь нормы, ограничивающие инвесторов в инфраструктуру, не будут включены ни в основной законопроект о защите инвестиций, ни в сопровождающие его поправки в другие законы, говорит человек, близкий к доработке.
Представитель Минфина не комментирует поправки в законопроект, пока они обсуждаются в правительстве. Его коллеги в Минэкономразвития и «Автодоре» не ответили на вопросы «Ведомостей» во вторник вечером. Так же поступил и представитель аппарата правительства. Представитель Сбербанка отказался от комментариев.
Пока нет официального протокола совещания у Белоусова, -радоваться преждевременно, но новость позитивная, осторожен исполнительный вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов. Хотелось бы, чтобы в подготовке законодательства, меняющего условия работы рынка, участвовали эксперты рынка, отметил он. Законопроект накладывал бюджетные ограничения на проекты, связанные с концессиями и ГЧП, говорит начальник юридической службы «Автобана» Ольга Алпатова, пришлось бы перенастраивать работу всего рынка. Катастрофы не произошло, работающий инструмент решили не ломать, радуется Качкин: «Можно выдохнуть, здравый смысл победил». Но нужно продолжить прорабатывать идеи Минфина об учете забалансовых обязательств бюджета и оценке целесообразности участия государства в ГЧП-проектах, считает он.
Ольга Адамчук
Материал опубликован на сайте газеты «Ведомости» 04.02.2020
Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ
- Концессии в сфере ТКО: итоги года 2023 PDF
- Брошюра о перспективах развития ГЧП в городском наземном рельсовом транспорте PDF
- Обзор ключевой судебной и антимонопольной практики по концессионным соглашениям за 2020 год PDF
- Обзор судебной практики по отдельным вопросам заключения концессионных соглашений в порядке частной инициативы PDF