Комментарии в СМИ

«Проверка вирусом: ГЧП-проекты жизнеспособны даже в условиях кризиса»

Управляющий партнер адвокатского бюро «Качкин и Партнеры», руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП Денис Качкин говорит о будущем инфраструктурных инвестпроектов в Петербурге.

Пандемия неизбежно сказалась на развитии петербургских инфраструктурных инвестпроектов, однако именно они смогли достаточно быстро восстановиться от коронавирусного удара.

Бума таких проектов и объёма вложений в них со стороны частных инвесторов эксперты не ожидают и полагают, что развиваться будут те программы, где есть федеральная поддержка.

«Основная масса инфраструктурных проектов подписывается на региональном и муниципальном уровнях. В кризисной ситуации именно эти бюджеты, в первую очередь, сокращались властями, чтобы перенаправить средства на борьбу с вирусом и социальные выплаты. Поэтому многие инфраструктурные программы с участием регионов и муниципалитетов пострадали. Их реализация была приостановлена, рассмотрение новых проектов было отложено на неопределённый срок», — говорит генеральный директор инвестиционной группы «РВМ Капитал» Феликс Блинов.

Без прорывов

В Петербурге же в целом уже несколько лет не наблюдается какого-то взрывного развития инвестпроектов.

«В части потерь или неудач можно обозначить стагнирующий процесс передачи городу земли федералами под парк на Тучковом буяне, мерцающее состояние проекта развития парковочного пространства и нерешаемые проблемы таких значимых для городской среды территорий как Апраксин двор, Красный треугольник и Конюшенное ведомство. Развивается жилищное строительство и проект Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД), но это скорее заслуга федералов, активно продвигающих эти инициативы», — отмечает управляющий партнёр адвокатского бюро «Качкин и партнёры», руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП Денис Качкин.

Если же говорить о ГЧП-проектах, которые уже находятся в стадии эксплуатации, то городской комитет по инвестициям, по словам его председателя Романа Голованова, «с учётом сложившейся экономической обстановки и катаклизмов 2020 года принимал в расчёт возможность замедления темпов инвестиционной активности».

«В первую очередь, это очевидно сказалось на инфраструктурных объектах, связанных с транспортным передвижением петербуржцев и гостей города. Так, первым существенное сокращение показал трафик на Западном скоростном диаметре и в аэропорту Пулково, что напрямую сказалось на падении выручки данных компаний», — рассказал «ДП» Голованов.

Тем не менее, именно транспортные инвестпроекты Петербурга показали в предельно сжатые сроки восстановление после пандемийных ограничений, говорит чиновник. Так, в Пулково на региональных направлениях пассажиропоток восстановился в июле 2020 года. На ЗСД, где весной 2020 года трафик упал на 60%, уже в сентябре показатель транспортного потока вырос почти на 5% в сравнении с 2019 годом. В апреле 2021-го трафик снова достиг рекордных показателей — 390 тыс. транзакций в сутки.
«Это наглядно демонстрирует востребованность инфраструктурных инвестпроектов и устойчивость в экономике города. Кроме того, инфраструктурные проекты обладают значительным мультипликативным эффектом — стимулируют деловую активность в других сферах, включая банковский сектор. Также появляются новые рабочие места, пополняется городской бюджет», — отмечает Голованов.
По оценкам экспертов, один рубль инвестиций, вложенный в транспортную инфраструктуру, приносит в среднем до четырёх рублей прироста валового регионального продукта. «Всё это вместе даёт нам основание утверждать, что реализация крупных проектов положительно влияет на социально-экономическое развитие города», — говорит чиновник.

Бума ждать не стоит

Кризис показал, что именно проекты ГЧП-формата — наиболее жизнеспособны в сложных экономических условиях, говорит Феликс Блинов. Хоть и по оценке Национального центра ГЧП, в зоне риска было 360 реализуемых проектов, примерно столько же (390) проектных инициатив — под угрозой срыва.

«Да, их реализация в период пандемии тоже пострадала, но при этом, по данным InfraOne, на этом рынке не произошло ни одного проектного дефолта. ГЧП-схемы позволяют равномерно распределять риски между частным инвестором и государством и более гибко реагировать на меняющиеся условия рынка», — говорит эксперт.

Федеральный центр и местные региональные власти, понимая, что именно инвестиции в инфраструктуру способствуют более быстрому выходу экономики из рецессии, совершенствуют законодательную базу. Например, в части концессионных соглашений вводят новые инвестиционные механизмы, позволяющие привлекать средства частных инвесторов. Так, в конце прошлого года были заключены первые соглашения о защите и поощрении капиталовложений для привлекательности долгосрочных инфраструктурных проектов, которые призваны снизить проектные риски и ускорить возможность получения проектного финансирования от банков.

«Все эти инициативы расширяют поле возможностей и для инвесторов, и для субъектов РФ. Поэтому можно предположить, что в ближайшем будущем количество таких проектов и объём вложений со стороны частных инвесторов будут расти. Тем не менее бума ждать не стоит, потому что на этот рынок влияет много других факторов. Будет нормальный эволюционный рост», — считает Феликс Блинов.

Пандемия оказала позитивное влияние на развитие инфраструктуры в целом, говорит Денис Качкин. «Замедление экономики дало возможность государству в очередной раз пересмотреть приоритеты и обратить большее внимание на развитие социальной инфраструктуры: стартовало множество проектов в сфере здравоохранения, запущена программа строительства новых школ в национальном масштабе», — отмечает эксперт.

С федеральным участием

По словам Романа Голованова, активная работа с инвесторами продолжается даже в непростых экономических условиях, так как инвестпроекты подразумевают баланс рисков как для государства, так и для частного партнёра, а также долгосрочное планирование финансовых потоков.

«Чтобы пройти сложное время с минимальными потерями, мы будем продолжать активно взаимодействовать с предпринимателями и совместно совершенствовать в том числе систему мер поддержки, наиболее актуальных для бизнеса Санкт-Петербурга. В настоящее время, в том числе и с участием комитета по инвестициям, прорабатывается возможность получения Санкт-Петербургом инфраструктурных кредитов», — отмечает Голованов.

О механизме инфраструктурных кредитов регионам в послании Федеральному Собранию говорил президент Владимир Путин. Их собираются выдавать по ставке до 3% на 15 лет под конкретные региональные проекты, которые пройдут экспертизу на федеральном уровне.

Денис Качкин при этом не видит особых поводов для оптимизма. «Будут развиваться программы, где есть федеральная поддержка. В остальном, по меткому выражению одного нашего клиента, профессионального инфраструктурного инвестора, сегодня все решения по петербургским проектам принимаются в Москве», — говорит Качкин.

Хороший тому пример — Витебская развязка, она же первый этап ШМСД, которая соединит ЗСД в районе Благодатной улицы с КАД и Мурманским шоссе, или развитие петербургского метрополитена. Проекты завязаны не только на федеральные деньги, но и на ВТБ, который прикладывает немало усилий, чтобы Москва оказала поддержку. Поскольку в статусе и частного партнёра, и генподрядчика сам в ней заинтересован.

Дарья Кильцова

Материал опубликован на сайте «Деловой Петербург» dp.ru Деловые новости 03.07.2021

ПОДЕЛИТЬСЯ

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ