Комментарии в СМИ
«Петербург рассчитывает сэкономить 3 млрд рублей на тоннеле»
Денис Качкин, управляющий партнер «Качкин и Партнеры», проанализировал основания для расторжения концессионного договора на строительство Орловского тоннеля.
Администрация Петербурга решила поставить точку в вопросе строительства Орловского тоннеля. Контролируемой холдингом First Quantum Невской концессионной компании направлено официальное письмо о расторжении соглашения, заключенного в июне 2010 года. Основная причина в том, что проект за это время подорожал с 47 млрд до 115 млрд руб. Согласно первоначальным договоренностям Петербург должен выплатить инвестору 3 млрд руб. неустойки, однако и близкие к ситуации источники, и юристы, знакомые с текстом уведомления, уверены, что Смольный не намерен расставаться с этой суммой.
Постановление правительства Петербурга о прекращении концессионного соглашения о проектировании и строительстве Орловского тоннеля под Невой, заключенного 19 июня 2010 года между городом и Невской концессионной компанией (НКК), было принято 23 ноября, говорится на официальном сайте городской администрации. В соответствии с документом концессионеру направлено уведомление о расторжении соглашения. По данным источника, знакомого с ситуацией, основная причина, как и сообщалось ранее, высокая стоимость объекта, которая, по последним оценкам, составляла 115 млрд руб., превысив первоначальную смету в 2,5 раза.
С НКК должны быть расторгнуты договоры по аренде земельных участков, на которых предполагалось строить объект. Комитету по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП) поручено предоставить в комитет финансов данные о суммах, необходимых для выплаты компенсации. Сумму компенсации, а также какие условия расторжения соглашения были в нем изначально прописаны, в КИСП не уточняют. В НКК подтвердили получение уведомления, но от дальнейших комментариев отказались. Ранее сообщалось, что к сентябрю 2012 года в проект было вложено около 5 млрд руб., в том числе была авансирована поставка тоннелепроходческого щита немецкой компании Herrenknecht AG.
Инициатор досрочного расторжения контракта должен заплатить пострадавшей стороне 3 млрд руб., сообщил РБК daily источник, знакомый с ситуацией. Он не исключил, что вопрос ее выплаты дальше будет решаться в суде. «Здесь все предельно просто. Городские власти будут настаивать на минимальной неустойке, а концессионер — на максимальной», — отметил источник. Это подтверждается и самим текстом уведомления концессионеру. В нем, в частности, отмечено, что «концессионеру предоставляется 30 дней со дня получения настоящего заявления для устранения оснований прекращения соглашения», если же никаких действий НКК предпринимать не будет, то соглашение прекращает действовать на 31-й день. «Скорее всего, предоставив 30-дневный срок на устранение нарушений, Смольный пытается уйти от ответственности. Направив подобное уведомление, город занял позицию пострадавшего, и теперь мяч на стороне НКК, которая должна будет доказать, что не она виновата в остановке проекта», — говорит Денис Качкин, управляющий партнер бюро «Качкин и партнеры». По его мнению, очевидно, что проект реализован не будет, поскольку устранение оснований для прекращения работы объективно невозможно, и 30 дней будут использованы для торгов по сумме компенсации, которую город, скорее всего, вынужден будет заплатить инвестору. «Для репутации города лучше, если действующая администрация Смольного сделает это добровольно, чем их обяжут к этому в судебном порядке», — считает юрист.
Главным лоббистом строительства Орловского тоннеля до последнего времени оставалась глава Совета Федерации и экс-губернатор города Валентина Матвиенко. В ходе визита в Петербург в сентябре она настаивала, что к проекту строительства тоннеля придется вернуться, так как нет альтернативы именно такому способу переправы через Неву.
Ирина Лапеченкова, Сергей Ковальченко
Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ
- Концессии в сфере ТКО: итоги года 2023 PDF
- Брошюра о перспективах развития ГЧП в городском наземном рельсовом транспорте PDF
- Обзор ключевой судебной и антимонопольной практики по концессионным соглашениям за 2020 год PDF
- Обзор судебной практики по отдельным вопросам заключения концессионных соглашений в порядке частной инициативы PDF