Комментарии в СМИ

Денис Качкин, управляющий партнер «Качкин и партнеры», рассуждает о возможностях и рисках, связанных с привлечением частных инвесторов к развитию метрополитена.

Предприниматели помогают строить вестибюли метрополитена.

В Петербурге инвесторов привлекают к созданию наземных зданий вестибюлей. Часто строительство сопряжено с определенными проблемами, и чтобы покрыть затраты, предпринимателям разрешают открыть в районе метро торговые точки. Нередко появление различных торговых комплексов на территориях перед станциями метро вызывает недовольство градозащитного сообщества. Тем не менее за последние годы в городе реализовано несколько строительных проектов в метрополитене по подобной схеме.

Не секрет, что ГУП «Петербургский метрополитен» сейчас занят подготовкой конкурса для инвесторов — им предстоит построить вестибюли двух существующих станций — «Сенная площадь» и «Спасская». Пока еще не говорят даже о примерной стоимости проекта, сначала предстоит оценить весь объем будущих работ. Проект предполагает снос вестибюля «Сенной площади» и последующее строительство совмещенного выхода с «Сенной» и «Спасской» в торгово-развлекательном комплексе «ПИК-2», который появится рядом. Архитектурная концепция вестибюля «Сенной» пока не определена, однако известно, что на месте снесенного старого вестибюля появится воссозданный Успенский собор. К его строительству тоже собираются привлечь представителей бизнеса.

Проблема с нехваткой денег на создание вестибюлей для Петербурга не нова. Власти города еще несколько лет назад предложили «Петербургскому метрополитену» сэкономить на строительстве наземных вестибюлей, привлекая к этим проектам частных инвесторов. Предполагалось, что бюджетные деньги будут выделять только на строительство непосредственно подземной части, а инвесторам предлагали вложиться в строительство вестибюлей станций. Тогда не исключали, что здание со входом и выходом из метро может быть совмещено с какими-либо торговыми площадями или же инвестору разрешат построить рядом свой бизнес-центр, чтобы со временем «отбить» вложения. Градозащитники часто выступают против, считая коммерческие надстройки над вестибюлями ошибками. Однако аргументы «за» тоже приводятся веские — лучше отдать привлекательную площадь у метро одному инвестору для создания многофункционального торгового комплекса, чем позволить разрастись там зонам стихийной несанкционированной торговли.

Привлечение частных инвесторов поможет своевременно провести реконструкцию нуждающихся в ней объектов, устранить аварийность зданий, также появляется возможность усовершенствовать сам вестибюль.

Сами представители службы капитального строительства петербургского метрополитена не раз подчеркивали, что привлечение частных инвесторов, во-первых, поможет своевременно провести реконструкцию нуждающихся в ней объектов, устранить аварийность зданий. Во-вторых, появляется возможность усовершенствовать сам вестибюль: сделать его шире, поместить в нем дополнительные терминалы, кассы, сделать в целом больше места для пассажиров. Но основным плюсом для города является то, что эксплуатационные расходы по содержанию станций берет на себя бизнес. Это и поддержание фасадов в должном состоянии, и ремонт кровель, и содержание всего надстраиваемого здания. Город выступает как совладелец части принадлежащих ему помещений метро.

В качестве примера успешного осуществления схемы ГЧП применительно к строительству метрополитена часто в пример приводят Москву. Однако на международной выставке MIPIM в Каннах мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что регион не собирается принимать собственный закон о ГЧП. Это означает, что в его классическом воплощении контрактное ГЧП в Москве может быть реализовано только в форме концессионных соглашений. Петербург же может пойти по другому пути.

— Что касается строительства и эксплуатации самого метрополитена как объекта инфраструктуры, это допускается федеральным законодательством, однако сопряжено с колоссальными рисками и издержками, — пояснил «РБГ» эксперт петербургской Гильдии управляющих и девелоперов Денис Качкин. — Ведь необходимо помнить, что метрополитен является стратегическим объектом и передача его в частные руки, пусть даже для ограниченной эксплуатации, задача крайне сложная и опасная. Отдельно эксплуатация вестибюлей также не может быть структурирована в рамках концессии. Это юридически невозможно. Тем не менее мы часто сталкиваемся в своей практике с широким пониманием термина ГЧП, которым называют, в частности, инвестиционные отношения. И в этом случае сотрудничество публичного субъекта, метрополитена и частного партнера не только возможно, но и весьма успешно развивается.

Анна Романова

 

Ссылка на источник

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ