Комментарии в СМИ

Денис Качкин, управляющий партнер «Качкин и Партнеры», считает, что для эффективного развития ГЧП в России только нового закона будет недостаточно.

Закон о ГЧП необходимо согласовать со смежным законодательством.

В «Российской газете» прошла конференция «Проект федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации»: сфера действия и механизмы регулирования. Предложения экспертного сообщества». Эксперты обсудили, как адаптировать закон о ГЧП к существующему законодательству.

Проблема в том, что соглашения о ГЧП отличаются от прочих договорных форм, предусмотренных действующими законами. Во-первых, сторонами по соглашению о ГЧП являются публичный и частный партнеры. Во-вторых, предмет соглашения о ГЧП представляет собой действия сторон, направленные на реализацию публичной функции — повышение качества и обеспечение доступности предоставляемых населению услуг.

Законопроект о ГЧП входит в противоречие с существующими законами. Например, как заметил партнер юридической компании «Legal Capital Partners» Юрий Туктаров, ГЧП может быть реализовано в форме концессионного соглашения. В таком случае отношения по ГЧП будут регулироваться ФЗ «О концессионных соглашениях».

Однако законопроект о ГЧП содержит положение о том, что концессионное соглашение является одной из форм ГЧП. Соответственно, нормы закона о ГЧП будут общими по отношению к нормам специального закона о концессионных соглашениях. Эксперты считают, что распространение норм законопроекта на концессионные соглашения негативным образом может сказаться на уже заключенных концессионных соглашениях, и указанную норму следует уточнить.

Кроме того, как отметила старший юрист-аналитик «Vegas Lex» Евгения Зусман, законопроект содержит ряд противоречий и нестыковок с отраслевым законодательством, которые должны быть разрешены до принятия закона. Так, необходимо разграничить законодательства о ГЧП и о ФКС. При доработке законопроекта неоднократно высказывалось мнение, что необходимо распространить конкурсные процедуры, содержащиеся в законодательстве о ФКС, на правоотношения о ГЧП. Такой подход не разделяется большинством практикующих юристов, поскольку правоотношения по закупке государством товаров, работ и услуг и правоотношения по ГЧП носят принципиально разный характер. Для того чтобы разграничить эти две сферы законодательства, необходимо в законе о ГЧП установить принципы ГЧП, а также принять методику, позволяющую отграничить госзакупки от ГЧП.

Необходимо также разграничить нормы ГЧП-закона и нормы инвестиционного законодательства. Пока существует правовая неопределенность в вопросе о том, может ли по проектам ГЧП применяться финансирование за счет средств Инвестфонда.

Согласно законопроекту объект соглашения о ГЧП может передаваться в собственность частного партнера. Само по себе такое положение не содержит в себе угрозы «скрытой приватизации», поскольку в таком случае передача объекта в собственность будет производиться в соответствии с законодательством о приватизации государственного и муниципального имущества.

— Законодатель явно не имел в виду необходимость прохождения параллельно или последовательно с заключением соглашения о ГЧП длительных процедур по приватизации, — заметила Евгения Зусман. — В таком случае нужна поправка в закон о приватизации государственного и муниципального имущества, выводящая из-под его действия передачу объекта в собственность частного партнера по соглашению о ГЧП. Либо саму норму законопроекта о ГЧП необходимо скорректировать.

По мнению управляющего партнера юридической фирмы «Качкин и Партнеры» Дениса Качкина, развитие института ГЧП — комплексный процесс, требующий системного подхода. Чтобы обеспечить непрерывный поток инвестиций, нового закона недостаточно. Необходимо создание органа власти, уполномоченного реализовывать государственную политику в сфере ГЧП.

Участники конференции обратили внимание и на другой важный момент действия ГЧП — проблему предпроектной подготовки. Важно выработать такую систему, чтобы деньги, в большинстве случаев заемные, вложенные в проект ГЧП инвестором, возвращались последнему в течение двух-трех лет, — подчеркнула партнер компании «Herbert Smith Freehills» Ольга Ревзина.

Закончилась конференция обсуждением проблемы полномочий в сфере ГЧП на уровне Федерации, субъектов и муниципальных образований. Как отметил исполнительный директор Центра развития ГЧП Олег Шагако, сегодня принято 68 областных законов о ГЧП, при этом только треть из них функционируют. Принятие федерального закона даст регионам возможность развивать свою нормативно-правовую базу в сфере ГЧП. Закон также несет перспективу развития методической базы, так как в развитие положений закона предусматривается принятие нескольких постановлений правительства: о порядке инициации и подготовки соглашения о ГЧП, оценке эффективности проекта ГЧП в сравнении с бюджетным финансированием, контроле исполнения обязательств частного инвестора, порядке проведения конкурсных процедур и о порядке проведения общественных слушаний по соглашению о ГЧП.

Елена Шмелева

 

Ссылка на источник

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ