Комментарии в СМИ

Денис Качкин, управляющий партнер «Качкин и Партнеры», отмечает, что основная проблема применения долгосрочных контрактов между государством и частными инвесторами в области здравоохранения заключается в том, что госзакупки за пределами планирования бюджета на три года невозможны.

Инвесторы готовы вкладывать средства в здравоохранение, но боятся рисков.

Бизнес хочет и готов вкладываться в здравоохранение, однако сталкивается с законодательными проблемами и множеством неясностей в схеме сотрудничества с государством. Более того, властям самим часто трудно разобраться в правилах игры, по которым приходится работать в сфере здравоохранения.

Учитесь планировать

Переход на работу по 44-му федеральному закону в сфере госзакупок теперь позволит говорить о долгосрочном планировании, особенно в здравоохранении. Однако в этом году этот переход можно назвать условным, потому что половина городского заказа размещена еще по правилам 94-го федерального закона. Что касается сферы закупок лекарств, то полноценно работать по 44-му закону в Петербурге начнут в конце года. По словам экспертов, отличие в том, что закон стал более «экономическим», он затронул тему планирования в сфере госзаказа, и особенно — в области здравоохранения. Но вопросов остается по-прежнему много.

Как рассказал в рамках прошедшей недавно в Петербурге дискуссии по проблемам модернизации здравоохранения глава петербургского комитета по госзаказу Сергей Русин, чиновники пока столкнулись с тем, что не имеют возможности сводить воедино информацию о государственном спросе и предложении, которую дают петербургские предприятия, потому что недостающие наименования придется восполнять сначала продукцией других регионов, затем импортом.

— При этом надо признаться, мы, как и все заказчики, толком не можем разобраться, как переходить от одного закона к другому. Сегодня очень сложно понять, где и что закупается на выделяемые средства. Статистику, отражаемую на официальных сайтах, и другие, имеющиеся у нас цифры, невозможно свести друг с другом. Во-первых, кодировка лекарственных средств несовершенна и везде разная, где-то начинается от двух знаков, где-то девятизначная, которую никто не в состоянии применить правильно. Во-вторых, даже наименования лекарств в разных списках могут отличаться. Можно себе представить, например, с какими проблемами и огромными объемами бумаг мы сталкиваемся при закупках импортного товара, заполняя таможенные документы. Поэтому мы были вынуждены вернуться к единой кодировке, идентификации товара с применением единого правила.

По словам Русина, в городе приходится решать эту задачу самим, и для этого придется составить товарную таблицу спроса для каждой конкретной товарной позиции и ее детализации.

— Мы будем вынуждены вернуться к вещам, которые в советское время называли госпланом, — сказал он. — Подача информации о спросе на конкретные препараты должна сводиться к более конкретному виду, на конкретную перспективу, и тогда бизнес сможет на нее ориентироваться.
Как подытожил чиновник, если есть хоть малейшее непонимание процесса, в проекте что-нибудь не так изначально, надо что-то поменять. Ведь, к примеру, в госзакупке вагонов метро механизм четко отработан и понятен. В госзакупках же в медицинской отрасли пока непонимания предостаточно.

Все ждут денег

Глава международной сети клиник в Петербурге «Медем» Бадри Аджамов рассказал, что на рынке сейчас сложная ситуация. Многие пациенты предпочитают не тратиться на прохождение планового обследования и выжидают, пока ситуация не станет критичной. Только в крайнем случае они идут к врачу. Естественно, вопрос оплаты за услуги в медучреждениях всегда стоит остро, ведь инвесторы ждут возврата своих вложений.

— Хочется отметить тяжесть нынешнего состояния рынка и особую сложность выхода на этот рынок новых медицинских структур. Ведь перед инвестором сразу встает море острых вопросов: приобретение дорогостоящего оборудования, проведение технологичного ремонта, проблемы инженерии и кадров. При этом не предлагается готовых решений для инвесторов, чтобы они могли получить прибыль, — пояснил он. — Только в Петербурге есть как вариант схема ГЧП, а вот сотрудничество с государством в рамках ОМС носит пока пробный характер. Мы тоже попытались поучаствовать в этой схеме, но это не дается так просто. Дело в том, что предлагаемые государством цены для оплаты услуг на каждого пациента невелики. При таких условиях частникам в дальнейшем придется ставить ребром вопрос пересмотра тарифов или же включения в этот список некоторых дорогостоящих манипуляций, которые бы частные медицинские структуры могли оказывать в рамках ОМС.

Региональный страх

— Да, Санкт-Петербург готов принимать законы и делать что-то в этом направлении, но, увы, регионы не готовы, — сетует член совета директоров крупной медицинской компании «ЮНИКС», осуществляющей в городе два медицинских проекта по схеме ГЧП, Арам Галустян. — Все кивают в сторону федерального законодательства, которое нам как инвесторам не дает практически ничего. Вот строим мы, например, клинику, она на балансе у какого-либо региона. Мы осуществляем управление, оказываем услуги, но как только доходит до вопроса цен на услуги в рамках ОМС или планируемого потока пациентов, тут мы наталкиваемся на формулировку вроде «ну, как пойдет, так и пойдет», а для бизнеса это не ответ.

Еще один региональный проект компания осуществляет полностью на свои деньги, ОМС не оплачивает данный вид оказываемых услуг, региональные программы, по которым бы этот проект мог войти в ОМС, тоже только ожидаются, и тут все снова ссылаются на федералов.

— Должны же быть какие-то минимальные гарантии со стороны государства, — продолжает Галустян, — мы готовы вкладываться, строить клиники и управлять, но оказались в непонятной для себя ситуации: так и неизвестно, когда войдет эта услуга в ОМС по федеральному законодательству, и войдет ли вообще, нам не дают никакой конкретики. Мы «упаковали» проект, проконсультировались в ФАС, оказалось, что лишь единицы регионов готовы принять на себя такие риски — определить тариф на услугу хотя бы на три года вперед, не имея перед глазами федеральной модели.

Генеральный директор Ассоциации частных клиник Александр Солонин считает, что в регионах надо ввести и прописать в нормативной базе уровень ответственности управленцев-чиновников за установку и определение индикаторов, показывающих развитие государственно-частного партнерства и долю участия бизнеса.

— В минздраве таким индикатором является доля участия частных клиник в программе ОМС, целевой показатель — один процент в выполнении госзадания, — отмечает Александр Солонин. — В Петербурге в ОМС вступили 130 частных клиник — это очень хороший показатель. Но нигде не говорится о сумме участия. В Северной столице, например, она составляет один миллиард рублей, то есть около полутора процентов от фонда ОМС. А в регионах — и того меньше. Поэтому нужны четкие конкретные индикаторы по каждому показателю.

Мнения

Денис Качкин, руководитель юридической практики по инфраструктуре и государственно-частному партнерству:

— Долгосрочные контракты в области здравоохранения — это новшество 44-го федерального закона, где речь идет о контрактах жизненного цикла. В законе прописано около десяти случаев, когда они применяются, но закупка медицинского оборудования туда не входит. Основная проблема применения долгосрочных контрактов в том, что в принципе госзакупка за пределами планирования бюджета на три года невозможна. То есть три года — это все, на что может ориентироваться заказчик, и это очень мало. На уровне регионального законодательства в сфере ГЧП данное ограничение можно обойти, но как только мы идем в сферу регулирования госзакупок, сразу упираемся в трехлетний горизонт и все, поэтому ни о каких долгосрочных проектах пока речи не идет.

Дмитрий Чагин, директор НП «Медико-фармацевтические проекты. ХХI век»:

— Еще один актуальный вопрос, волнующий всех в отрасли, это как противостоять возможным ответным санкциям. Если это случится и если у нас все же примут закон о ГЧП, то в здравоохранении мы продвинемся вперед очень сильно. Сейчас в России множество частных компаний понимают, какая это большая серьезная ниша для вложений, и буквально стоят в очереди. В здравоохранение готовы вкладываться, готовы покупать дорогое оборудование, но все хотят быть застрахованными, хотят внятной государственной экономической политики, дающей гарантии.

Мы уже подготовили обращение к президенту об изменении неоднозначных трактовок в законе, которые не позволяют инвесторам работать в рамках договоров по ГЧП. Надеемся таким образом разработать схему, применимую для долгосрочных договоров.

Анна Романова

 

Ссылка на источник

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ