Новое в регулировании

СПИК 2.0: утверждены правила заключения, изменения и расторжения специальных инвестиционных контрактов и порядок контроля за их исполнением

Механизм специальных инвестиционных контрактов (далее – «СПИК») – инструмент промышленной политики, предполагающий заключение соглашения между инвестором и государством, по которому инвестор обязуется реализовать инвестиционный проект по внедрению или разработке и внедрению современной технологии в целях освоения серийного производства промышленной продукции на основе указанной технологии на территории РФ, вложив в проект собственные и (или) привлеченные средства, а государство – обеспечивать стабильность условий ведения хозяйственной деятельности и применять меры стимулирования в сфере промышленности, предусмотренные соглашением (предоставить налоговые льготы, обеспечить доступ к госзаказу и пр.). В августе 2019 года с изменения трех ключевых для механизма СПИК законов (Закон о промышленной политике, Налоговый кодекс РФ и Бюджетный кодекс РФ) был дан старт перезапуску механизма СПИК, получивший название СПИК 2.0.

16 июля 2020 года Правительством РФ были утверждены:

  • Правила заключения, изменения и расторжения специальных инвестиционных контрактов (Постановление Правительства РФ № 1048);
  • Правила контроля за выполнением инвесторами обязательств по специальным инвестиционным контрактам и форм отчетов о выполнении указанных обязательств (Постановление Правительства РФ № 1049).

Принятие данных актов – очередной этап перезапуска механизма СПИК. Указанные правила начинают действовать 28 июля 2020 года, при этом Правила заключения, изменения и расторжения специальных инвестиционных контрактов применяются к СПИК, заключенным после 13 августа 2019 года.

На сегодняшний день все еще не утвержден перечень современных технологий, не сформированы комиссии по заключению, изменению и расторжению специальных инвестиционных контрактов, региональное законодательство в большинстве субъектов РФ не приведено в соответствие с федеральным в части запуска нового механизма. В связи с этим пока что рано говорить о полноценном запуске механизма СПИК 2.0. Вместе с тем Правилами установлен ряд ключевых для инвесторов положений, в том числе связанных с требованиями к инвестиционным проектам и критериями оценки заявок.

1. Правила заключения, изменения и расторжения специальных инвестиционных контрактов

a) Решение о заключении, об изменении и о расторжении специальных инвестиционных контрактов Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием принимает комиссия по заключению, изменению и расторжению специальных инвестиционных контрактов, сформированная и действующая в соответствии с Правилами.

b) Установлены требования, которым должен соответствовать инвестиционный проект, в отношении которого заключается СПИК, при этом требования по нижней границе объема инвестиций не установлены (ранее минимальный объем инвестиций составлял 750 млн рублей).

c) Утвержден порядок принятия решения о проведении конкурсного отбора на право заключения СПИК и утверждения документации о проведении конкурсного отбора.

Порядком определены органы, уполномоченные на принятие решений о проведении конкурсного отбора [1], закреплены требования к содержанию такого решения, а также требования к содержанию документации о проведении конкурсного отбора.

Инициаторами проведения конкурсного отбора могут быть РФ, РФ совместно с субъектом РФ и муниципальным образованием или инвестор. Установлен порядок взаимодействия указанных лиц при принятии решения о проведении конкурсного отбора.

Общее правило – проведение открытого конкурсного отбора. Исключение – инвестиционные проекты по разработке или внедрению современных технологий военного, специального или двойного назначения в целях освоения на их основе серийного производства промышленной продукции, необходимой для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

d) Утвержден порядок проведения открытых конкурсных отборов и заключения СПИК по результатам проведения открытого конкурсного отбора.

Порядком закреплены требования к содержанию извещения о проведении открытого конкурсного отбора, требования к заявке инвестора (в том числе состав заявки и перечень прилагаемых документов), правила определения срока выхода инвестиционного проекта на проектную операционную прибыль, правила рассмотрения и оценки заявок, а также подписания СПИК с победителем.

В рамках оценки заявок предусмотрено проведение уполномоченным органом экспертизы поданных заявок, которая состоит из экспресс-анализа, входной экспертизы и комплексной экспертизы. По результатам проведения комплексной экспертизы уполномоченным органом рассчитывается срок, на который заключается СПИК с каждым участником. Максимальный срок действия соглашения: 15/20 лет для инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций менее/более 50 млрд рублей.

e) Утвержден порядок проведения закрытых конкурсных отборов и заключения СПИК по результатам проведения закрытого конкурсного отбора.

f) Утвержден порядок заключения СПИК с единственным участником конкурсного отбора или по решению Президента РФ без конкурсного отбора.

g) Утвержден порядок изменения и расторжения специальных инвестиционных контрактов.

h) Установлены особенности заключения, изменения и расторжения СПИК, в результате реализации которых иностранным инвестором или группой лиц устанавливается контроль над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства, и (или) приобретаются иные права в отношении такого общества, требующие предварительного согласования в соответствии с Федеральным законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

i) Утверждено положение о порядке формирования и деятельности комиссий по заключению, изменению и расторжению СПИК.

В состав комиссий включаются руководитель (заместитель руководителя) профильного министерства, представители Министерства экономического развития РФ, Аппарата Правительства РФ, уполномоченного органа, Министерства финансов РФ, Федеральной антимонопольной службы (без права голоса), а также представители научных и коммерческих организаций, соответствующие требованиям, указанным в положении. Также к работе комиссий могут быть привлечены представители субъекта РФ и (или) муниципального образования и Государственной корпорации «Росатом». Составы комиссий утверждаются Правительством РФ.

Положением также определен перечень полномочий и порядок деятельности комиссии.

j) Утверждена методика оценки заявок на участие в конкурсном отборе на право заключения специальных инвестиционных контрактов.

Методикой определены условия и критерии оценки заявок на участие в конкурсном отборе на право заключения СПИК.

Критериями, используемыми при определении победителей конкурсных отборов, являются:

  • срок внедрения современной технологии, указанной в СПИК;
  • объем промышленной продукции, произведенной в течение срока действия СПИК;
  • технологический уровень локализации производства промышленной продукции с применением технологии, включенной в утверждаемый Правительством РФ перечень видов технологий, признаваемых современными технологиями в целях заключения специальных инвестиционных контрактов (применяется в случае равенства количества баллов нескольких участников по результатам оценки заявок на основании указанных выше критериев).

k) Установлены требования к оформлению и содержанию документов, направляемых в составе заявки участника конкурсного отбора на право заключения СПИК и направляемых в рамках процедуры заключения СПИК по решению Президента РФ.

l) Утверждена методика расчета совокупного объема расходов и недополученных доходов бюджетов бюджетной системы РФ, образующихся в связи с применением мер стимулирования деятельности в сфере промышленности в отношении инвестиционного проекта, реализуемого в соответствии со СПИК.

2. Правила контроля за выполнением инвесторами обязательств по специальным инвестиционным контрактам и форм отчетов о выполнении указанных обязательств

a) Утверждены правила контроля за выполнением инвесторами обязательств по специальным инвестиционным контрактам.

Контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством РФ на заключение СПИК, путем оценки промежуточных и итоговых результатов выполнения инвесторами обязательств по СПИК в ходе проведения документарных проверок и выездных проверок. Установлены правила проведения указанных проверок, в том числе требования к содержанию заключения об итогах документарной и выездной проверок, основания и порядок проведения выездной проверки и др.

Цель контроля – проверка и подтверждение:

  • достижения в ходе реализации инвестиционного проекта результатов, указанных в СПИК, за отчетный период или достижения в ходе реализации инвестиционного проекта итоговых показателей за период действия СПИК и (или) за период, не совпадающий с отчетным периодом;
  • выполнения инвесторами иных обязательств по СПИК.

b) Утверждены формы:

  • отчета о выполнении инвестором обязательств по специальному инвестиционному контракту;
  • отчета о выполнении инвестором обязательств по специальному инвестиционному контракту за период действия специального инвестиционного контракта.

Также в Правилах зафиксированы правила заполнения указанных форм.

Таким образом, СПИК 2.0 – механизм, который потенциально может быть интересен инвесторам, планирующим освоение серийного производства промышленной продукции на территории РФ на основе внедренной современной технологии.

На сегодняшний день завершен сбор заявлений о включении технологии в перечень современных технологий, однако сам перечень все еще не утвержден. Нормативно сроки утверждения перечня, а также сроки реализации иных этапов в рамках перезапуска механизма СПИК не установлены, при этом первоначально запуск СПИК 2.0 ожидался в первом квартале 2020 года. Вместе с тем активная работа по принятию необходимых подзаконных актов, в том числе принятие Правил, дает повод надеяться на то, что СПИК 2.0 будет полностью запущен в самое ближайшее время.

[1] Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации и Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, уполномоченные Правительством Российской Федерации на заключение специальных инвестиционных контрактов, в зависимости от той отрасли промышленности, к которой относится промышленная продукция, серийное производство которой будет освоено в результате реализации инвестиционного проекта в соответствии со специальным инвестиционным контрактом.

Скачать PDF

ПОДЕЛИТЬСЯ

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ