Комментарии в СМИ
«Городские проекты накрыло законом»
Издание цитирует выступление управляющего партнера «Качкин и Партнеры» Дениса Качкина на расширенном заседании рабочей группы по ГЧП Стратегического партнерства «Северо-Запад».
Федеральный закон о ГЧП, появления которого бизнес и власти ждут несколько лет, придется править сразу после вступления в силу, говорят эксперты. В Смольном уверены: новый закон поставит под вопрос статус крупнейших городских проектов, в том числе терминалы Пулково и ЗСД, а строительство нового корпуса больницы № 40 может быть отложено минимум на год.
С резкой критикой вступающего в силу 1 января 2016 года 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве…» на минувшей неделе выступил Комитет по инвестициям Смольного.
По словам начальника сектора государственно-частного партнерства Комитета Романа Голованова, закон уже сейчас требует тщательной доработки, и поэтому власти Петербурга будут настаивать на том, чтобы отодвинуть вступление закона в силу минимум на полгода – до 1 июля 2016 года. «Иначе мы получаем алогичную ситуацию: мы должны заключить договоры ГЧП на основе объявленных конкурсов, но заключаемые соглашения уже будут противоречить федеральной норме. Это тупик», – уверен чиновник.
Фатальный закон
Более того, необходимость согласования регионального законодательства с федеральным повлечет вполне реальные риски для крупнейших городских инфраструктурных объектов, реализованных на принципах государственно-частного партнерства. «У нас в разной стадии реализации есть очень крупные объекты ГЧП – это Пулково, Западный скоростной диаметр и другие. Если на эти объекты распространится практика федерального закона, они сразу попадут под законодательные риски. Нам нужно обезопасить себя, чтобы с 2016 года в случае внесения изменений в проект построенные объекты попросту не прекратили свою деятельность», – рассказал господин Голованов.
Опасения за судьбу аэрокомплекса и платной магистрали подтверждают и эксперты. «При прочтении п. 3 ст. 47 нового закона возникает ощущение, что любое изменение уже заключенных соглашений (а потребность в этом может возникнуть в любой момент в силу самых разных обстоятельств) возможно только по новому регулированию. Это весьма затруднительно с учетом того, что соглашения заключались ранее на основании иных норм», – говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Качкин и Партнеры» Денис Качкин. Дело в том, что с 1 января 2016 года, согласно 224-ФЗ, на стороне частного партнера может выступать исключительно российское юридическое лицо. Это новелла по сравнению с городским законом о ГЧП и 115-ФЗ о концессионных соглашениях, которые подразумевали возможность участия иностранных инвесторов. Кроме того, по новому закону невозможно и формирование консорциумов иначе как путем создания специальной проектной компании, рассказал господин Качкин. Напомним, одной из сторон при реализации суперпроекта в Пулково стал международный консорциум ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы»: 57,5% акций держит ВТБ Капитал, 35,5% у немецкой Fraport AG, 7% у греческой инвестгруппы Copelouzos. И если с Пулково ситуация кажется решаемой – новый терминал построен, а старый реконструирован, то в отношении ЗСД, который реализует ВТБ Капитал вместе с итало-турецкой Astaldi – Ictas Insaat, опасений больше. Стройка в самом разгаре: центральный участок обещают сдать ко II кварталу 2016 года, и от внезапных изменений проект не застрахован.
Больница без денег
Под угрозой оказались и только готовящиеся Смольным проекты государственно-частного партнерства. Так, неотвратимо вступающая в силу федеральная норма имеет все шансы сорвать строительство поликлиники в Славянке и нового корпуса городской больницы № 40 в Сестрорецке стоимостью 7 млрд рублей. Причина та же – несоответствие кандидатов, метящих на место частного партнера, требованиям закона. Напомним, на строительство объекта были поданы две заявки. Первая – от турецкой компании «Ренейссанс Констракшн», вторая – от консорциума «Невская медицинская инфраструктура», в который входят Газпромбанк и итальянская Pizzarotti iE. По словам исполнительного директора Центра ГЧП Газпромбанка Елены Бардашевой, инвесторы создадут российскую проектную компанию и будет стремиться подписать соглашение до вступления нового закона. Если не удастся – «Ну что же, будем думать».
Впрочем, в том, что проект вообще состоится, эксперты сомневаются. «Соглашение должно быть подписано до 31 декабря. По опыту заключения других соглашений, в такие сроки достичь консенсуса по многочисленным вопросам, мягко говоря, непросто, – уверен Денис Качкин. – Если соглашение не будет заключено, реализация проекта отложится минимум на год, поскольку его придется адаптировать под новое регулирование. А может случиться и так, что и адаптировать его в принципе не удастся».
Туманные перспективы и у других проектов ГЧП в социальной сфере. Так, сейчас власти гордятся реализованным проектом строительства детсадов в «Славянке» и «Новой Ижоре» стоимостью более 3 млрд рублей. Но согласно городскому закону о ГЧП детсад в том случае мог возвратиться в госсобственность по итогам строительства, а по 224-ФЗ объекты ГЧП должны отходить исключительно в частные руки. Согласятся ли власти на работу госучреждений в частных объектах – вопрос.
В Смольном терять возможность ухватиться за ускользающие инвестиции не хотят и предлагают поступить просто – распространить городской закон о ГЧП от 2006 года на всю Россию. «Этого, конечно, не случится, имперские амбиции Петербургу придется попридержать, – иронизирует помощник полпреда Президента РФ в СЗФО Сергей Зимин. – Но мы, экспертное сообщество, конечно, опоздали. У нас был шанс направить наши замечания в правовой департамент Президента, к которому прислушивается Госдума РФ, но мы его не использовали. Теперь надо думать, как этот закон исполнять». Впрочем, пакет поправок к закону полпредство уже направило в адрес Минэкономразвития РФ. Рассмотреть их могут уже в осеннюю сессию.
Кстати:
Петербург – не единственный регион, которому придется подгонять регулирование под федеральный закон. Так, по состоянию на 1 марта 2015 года собственный закон о ГЧП принят в 68 субъектах РФ, еще в четырех регионах такой закон разработан и находится на рассмотрении в законодательном органе, в 40 регионах действуют нормативные акты. Петербург несколько лет подряд является лидером в национальном рейтинге ГЧП.
Михаил Немировский
Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ
- Концессии в сфере ТКО: итоги года 2023 PDF
- Брошюра о перспективах развития ГЧП в городском наземном рельсовом транспорте PDF
- Обзор ключевой судебной и антимонопольной практики по концессионным соглашениям за 2020 год PDF
- Обзор судебной практики по отдельным вопросам заключения концессионных соглашений в порядке частной инициативы PDF