Комментарии в СМИ

Издание цитирует мнение Дениса Качкина, управляющего партнера «Качкин и Партнеры», относительно значимости проекта реконструкции больницы в Ленинградской области для дальнейшего развития ГЧП в социальной сфере в регионе.

Федеральный закон «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» – один из самых ожидаемых законопроектов, которые Госдума должна принять в 2014 году. По мнению бизнес-сообщества, с принятием этого закона взаимодействие госкомпаний с частными партнерами станет прозрачнее, особенно при реализации крупных инфраструктурных проектов.

В декабре прошлого года в Москве состоялась III Всероссийская конференция «ГЧП в России. Направления развития и стратегические решения в изменяю¬щихся условиях». Основная дискуссия конференции была посвящена перспективам развития ГЧП в России после принятия Федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации». Закон закрепит понятие ГЧП и определит возможные формы соглашений, что позволит выстроить понятные правила игры как для инвесторов, так и для публичной стороны.

Новые схемы

По словам председателя Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по государственно-частному партнерству Павла Селезнева, в новом федеральном законе о ГЧП будет прописана возможность для компаний с государственным участием входить в уставной капитал специально созданных проектных компаний (SPV – special purpose vehicle). В то же время они смогут выступать в роли заказчика, одновременно контролируя деятельность SPV. Только после принятия федерального закона о ГЧП можно будет реализовать такую модель ГЧП, где соглашение со стороны публичного партнера будет реализовывать государственная компания, а со стороны частного – SPV. Причем к этому проекту можно будет привлекать негосударственные средства, а обязательства по договору будут выполнять подрядчики и частные исполнители.

В случае реализации регионального проекта после вступления в силу федерального закона о ГЧП в нем может принять участие компания, где свыше 51% акций принадлежит госкомпании, а также госкорпорации и государственные унитарные предприя¬тия. В этих же проектах в качестве частного партера могут принять участие предприятия, у которых акции меньше 51% принадлежат государству. При такой модели проект будет финансироваться частным инвестором, причем он будет принимать значительное финансовое участие (более 50%). В этом случае по обе стороны могут оказаться государственные компании. Обязательства частной стороны по договору SPV будут выполняться на основании отдельного договора или соглашения.

При таком партнерстве выгода сторон очевидна. Уставной капитал SPV формируется совместно, и эти условия взаимодействия выгодны обеим сторонам. Для государства участие частного бизнеса в проекте весьма выгодно, так как риски перекладываются и на частного инвестора. А при долевом участии госзаказчика в SPV для государства становится проще финансировать данный проект. Срок реализации проекта в бюджетном законодательстве при такой схеме можно устанавливать вполне реальный, к тому же оба партнера смогут контролировать ход проекта.

Данная модель уже давно используется в других странах. В России же пока эта схема только приживается. В настоящее время по этой схеме возможна реализация в сфере водоснабжения и водоотведения, так как в этой области уже многие компании акционированы, хотя и принадлежат государству.

Такая модель ГЧП очень актуальна в кризисные времена, когда идет сокращение бюджета, а между тем государство обязано выполнять социальные обязательства перед гражданами. Так что шансы на востребованность у данной модели очень высоки.

Регионы адаптируются

В 2014 году после принятия закона будет проводиться большая работа по адаптации закона на местах и гармонизации его с уже существующими региональными законодательными актами.

Принятия федерального закона о ГЧП ожидает и Ленобласть. В свою очередь, здесь появится новый региональный закон об участии области в государственно-частных партнерствах взамен действующего, который носит рамочный характер. Областной закон о ГЧП будет гармонизирован с соответствующим федеральным законодательством. Принятие нового областного закона позволит дополнить концессионные соглашения (единственную законодательно регламентированную на федеральном уровне разновидность ГЧП) иными механизмами привлечения средств частного инвестора для реализации социально значимых проектов.

В качестве инициатора проекта ГЧП смогут выступать только органы исполнительной власти Ленинградской области (в том числе органы местного самоуправления Ленинградской области): либо отраслевой орган, либо уполномоченный орган по реализации государственной политики в сфере ГЧП (которым является Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области). Постановлению правительства Ленинградской области об объявлении конкурса на заключение соответствующего соглашения с частным инвестором будет предшествовать оперативная, но многостадийная работа отраслевого комитета.

При подготовке экспертного заключения по проекту будут просчитаны нагрузка на бюджет и период, на который она выпадает, целесообразность проекта с точки зрения Концепции социально-экономического развития Ленинградской области, а также продуманы юридическая и финансовая модели проекта. Кроме того, в случае выполнения частным партнером функций не только оператора, но и инвестора особое внимание должно уделяться распределению финансовых рисков и гарантиям возврата инвестиций.

Кстати:

В конце сентября прошлого года в рамках Международного инвестиционного форума «Сочи-2013» правительство Ленинградской области подписало соглашение с некоммерческим партнерством «Центр развития государственно-частного партнерства» о сотрудничестве по вопросам развития ГЧП на территории Ленинградской области. Соглашение предусматривает взаимодействие при решении вопросов социально-экономического развития региона на принципах ГЧП.

Мнение:

Павел Гагарин, председатель совета директоров АКГ «Градиент Альфа»:

– Сейчас на рассмотрении в правительстве РФ находится проект Федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства». Он учитывает имеющийся законодательный опыт, а также дополняет его необходимыми понятиями, расширяя область применения ГЧП. Принятие этого закона представляется более чем своевременным. В России сейчас более 80 нормативно-правовых актов различного уровня и качества, регулирующих инвестиционную деятельность. Все они создавались в разное время, различными людьми, поэтому неудивительно, что в них много противоречий. Соответственно, применение этого законодательства оказывается делом нелегким, что отпугивает частных инвесторов. Новый закон (при условии его качественной проработки) сможет выстроить понятную, прозрачную и непротиворечивую законодательную систему, расширить практику сотрудничества государства и бизнеса, а это скажется на российском инвестиционном климате позитивно.

Павел Селезнев, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по государственно-частному партнерству:

– С принятием федерального закона о ГЧП станет возможным применение новой для России схемы ГЧП, когда для реализации инфраструктурного проекта государственная компания или предприятие совместно с частным партнером создает специальную проектную компанию (SPV), а после данная проектная компания на основании соглашения с госкомпанией (предприятием) реализует некий проект. Такая модель позволяет, с одной стороны, обойти ограничения по срокам реализации проекта в бюджетном законодательстве, с другой – за счет долевого участия госзаказчика в SPV осуществлять текущий контроль и мониторинг за ходом реализации проекта. Правда, данная модель сотрудничества подразумевает значительное финансовое участие частного инвестора и его долю в SPV более 50%, что делает модель привлекательной для государства с точки зрения перекладывания рисков на частного инвестора при сохранении текущего контроля.

Денис Качкин, управляющий партнер «Качкин и партнеры»:

– Проект по реконструкции больницы в Ленобласти, безусловно, является важным шагом на пути дальнейшего развития в нашем регионе государственно-частного партнерства, в особенности в социальной сфере. Это, по сути, один первых проектов ГЧП в стране, где инвестор принимает на себя операционные риски, связанные с медицинскими услугами. А для Ленобласти это вообще первый ГЧП-проект, который во многом определит успех будущей политики региона в этой сфере. Для его успешной реализации большое значение имеет тщательная подготовка первичной документации. Разрабатываемая концепция включает маркетинговые исследования, технические параметры строительства, финансовую модель окупаемости расходов инвестора, юридическую схему взаимодействия участников и связанные с этим риски.

Справка:

Компания «Качкин и партнеры» выиграла тендер на оказание консультационных услуг в рамках проекта создания областного центра медицинской реабилитации на территории Ленинградской области на основе ГЧП. В соответствии с условиями открытого конкурса по заказу Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области компания «Качкин и партнеры» разработает юридическую модель проекта реконструкции действующих и строительства новых зданий больничного комплекса на территории поселка Коммунар с целью создания областного центра медицинской реабилитации на основе государственно-частного партнерства.

Проекты в Ленобласти, которые предполагается реализовать по схеме ГЧП:

– областной центр медицинской реабилитации в городе Коммунар;

– «контракт жизненного цикла» по трассе «Скандинавия»;

– строительство продолжения автодороги «Нарва»;

– строительство участка КАД до Новодевяткино.

Ольга Фельдман

 

Ссылка на источник

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ