Комментарии в СМИ
«Счетная палата предложила мораторий на поправки закона 44-ФЗ»
Ирина Митина, старший юрист практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и Партнеры», считает, что частые корректировки в законодательстве о госзакупках могут снизить положительную роль новых норм, и не позволяют правоприменителям реагировать на них должным образом.
Счетная палата предложила ввести мораторий на новые поправки в закон № 44-ФЗ «О контрактной системе», который регулирует госзакупки в России. Такая инициатива появилась после мониторинга государственных и корпоративных закупок за девять месяцев 2016 года, сообщает «Коммерсантъ». С момента принятия закона в 2013 году его текст изменялся более 30 раз.
— Закон № 44-ФЗ был принят с целью реформирования сложившейся на тот момент системы государственных и муниципальных закупок. В связи с существенностью изменений законодателю не удалось избежать определенных проблем, связанных с правоприменением закона. Многочисленные правки закона вызваны именно необходимостью адаптировать регулирование к реальной жизни и сделать его более эффективным, — объясняет Ксения Подгузова, юрист Коммерческой группы юридической фирмы VEGAS LEX.
Корректировка уже принятых нормативных актов — это скорее норма, чем исключение из общих правил.
— Основная причина – обеспечение соответствия закона развивающимся общественным отношениям, — говорит Ирина Митина, старший юрист практики по инфраструктуре и ГЧП адвокатского бюро «Качкин и Партнеры».
Однако сфера государственных закупок затрагивает огромное число бюджетных организаций и их поставщиков. В настоящий момент реестр организаций, работающих по закону 44-ФЗ, состоит из 290000 записей.
Ирина Митина из бюро «Качкин и Партнеры» отмечает, что наличие большого количества поправок не дает возможности установить четкий налаженный механизм работы по новым правилам. Для органов власти это особенно важно, поскольку изменение порядка их внутреннего взаимодействия требует большого количества времени и трудозатрат.
— Постоянные правки закона несомненно отражаются на поставщиках и заказчиках, — подтверждает ее слова Алексей Головченко, член Генерального Совета «Деловой России», управляющий партнер юридической компании «ЭНСО». — Они вносят в работу, как предпринимательского сообщества, так и чиновников, некую разбалансированность. При планировании той или иной деятельности с учетом определенных правил, изменение этих самых правил доставляет немалые неудобства. Приходится перестраивать модель работы.
При этом аудиторы Счетной палаты отметили, что в закон № 44-ФЗ до сих пор не внесены действительно важные изменения: госзакупки не переведены в электронный вид, не создан единый каталог товаров, работ и услуг. Этот список существенно дополнили эксперты рынка.
По словам Алексея Головченко, в законе до сих пор не хватает положений, связанных с ограничением возможностей по формированию технических заданий под конкретного заказчика.
— До сих пор не дано право заказчикам при проведении процедур в рамках 44-ФЗ запрашивать в составе заявки участников обязательных сертификатов соответствия на предлагаемую продукцию, если продукция подлежит обязательной сертификации, или добровольных деклараций соответствия, если продукция подлежит декларированию, — говорит Людмила Руданова, руководитель Тендерного отдела ГК «Энергоконтракт» — производителя средств индивидуальной защиты.
По ее словам, это приводит к тому, что в момент проведения процедуры заказчики не имеют возможности объективно оценить соответствие товара требованиям документации.
— Прилагаемая участниками «форма 2» носит «фиктивный» характер соглашательства участников закупки с требованиями заказчика или зачастую просто переписанный вариант технического задания. Как следствие, к торгам допускаются все участники, победителем признается тот, кто дал наименьшую цену. В момент поставки товара при проведении процедуры приемки и экспертизы, нередко возникает ситуация, когда выявляется несоответствие продукции требованиям документации и подписанной участником «форме 2». В таком случае процедура закупки проведена неэффективно, время потеряно, а заказчик обязан в одностороннем порядке расторгнуть контракт и провести процедуру закупки заново. Какие механизмы существуют в законе, благодаря которым заказчик сможет избежать подобной ситуации в новой процедуре? На мой взгляд, их нет, — объясняет Людмила Руданова.
Также полезным было бы изменение, прямо закрепляющее возможность и порядок подачи жалоб на действия заказчиков в электронной форме, говорит Ксения Подгузова из VEGAS LEX.
Мораторий на поправки закона № 44-ФЗ, возможно, был бы полезен для предпринимателей, которые участвуют в государственных закупках. Работать по сформулированным и предсказуемым правилам гораздо удобнее.
— Законодатель должен понимать, что частые корректировки могут снизить положительную роль новых норм. Они не позволяют правоприменителям реагировать на них должным образом, — говорит Ирина Митина из бюро «Качкин и Партнеры».
Однако все опрошенные эксперты сошлись во мнении, что мораторий на внесение поправок в закон № 44-ФЗ — это преждевременная мера, т.к. закону необходимы вышеперечисленные дополнения. Более того прямо сейчас мораторий невозможен.
— С 1 января 2017 года Закон № 44-ФЗ также будет распространяться на закупочную деятельность унитарных предприятий. При этом указанный закон не рассчитан на регулирование закупочной деятельности коммерческих организаций: формулировки отдельных положений не позволяют применять их к унитарным предприятиям. С большой долей вероятности в ближайшее время появится необходимость внесения в Закон № 44-ФЗ соответствующих изменений, — объясняет Ксения Подгузова из VEGAS LEX.
Вместо моратория эксперты рынка предлагают альтернативу — изменить принцип внесения поправок в законодательство.
— Требуется системный поход к совершенствованию госзакупок, необходим тесный диалог нормотворцев, заказчиков и представителей поставщиков для выработки решений, учитывающих мнение всех заинтересованных сторон, — говорит Людмила Руданова, руководитель Тендерного отдела ГК «Энергоконтракт».
Материал опубликован на портале «Торг уместен» 21.12.2016
Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ
- Концессии в сфере ТКО: итоги года 2023 PDF
- Брошюра о перспективах развития ГЧП в городском наземном рельсовом транспорте PDF
- Обзор ключевой судебной и антимонопольной практики по концессионным соглашениям за 2020 год PDF
- Обзор судебной практики по отдельным вопросам заключения концессионных соглашений в порядке частной инициативы PDF