Комментарии в СМИ

«В Петербурге построят метро по московской модели»

Управляющий партнер АБ «Качкин и Партнеры», руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП Денис Качкин, высказывает мнение о строительстве метро в Петербурге.

Новость о строительстве 89 станций метро в Петербурге произвела фурор. Такое количество станций пообещал петербуржцам городской глава Александр Беглов. Для сравнения, в Москве планируется построить в 3 раза меньше, всего 27 станций метро, но заммэра столицы по строительству Андрей Бочкарев пообещал новые станции уже через 2 года. Денис Качкин, управляющий партнер, руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП Адвокатского бюро «Качкин и Партнеры», рассказал РЖД-Партнеру, что, скорее всего, словам петербургского губернатора сбыться суждено, так как метро в Петербурге будут строить не как всегда, со срывами сроков и забастовками рабочих, а по московской модели.

– Денис, метро в Петербурге строили всегда сложно и с надрывом. Самая большая сложность – недостаточное финансирование. Мы все помним, с каким трудом открывали последние станции метро, а сейчас в бюджете Петербурга есть деньги на строительство и ввод станций метро?

– В декабре 2021 года губернатор Александр Беглов и председатель правления ПАО «Банк ВТБ» Андрей Костин на совещании в Смольном обсудили реализацию проектов в сфере транспортной инфраструктуры, в том числе и на строительство объектов метрополитена, и это можно назвать первым шагом по изменению порядка строительства метро в Петербурге.

Второй шаг сделан в июне 2022 года. Правительство России выделило крупный инфраструктурный кредит на развитие метрополитена в Санкт-Петербурге. И именно на эти деньги планируется продолжить строящуюся шестую Красносельско-Калининскую (коричневую) линию, а также действующую четвертую, Лахтинско-Правобережную (оранжевую) линию.

– Вы верите в возможность строительства всех 89 станций?

– Как мне видится, городские и федеральные власти наконец стали понимать, как строить метро в Петербурге – по московской модели: деньги будут выделяться не из городского, а из федерального бюджета. Город проектирует огромное количество станций, и их будут вводить так, как это делают в Москве, ритмично и без срывов. План строительства уже есть.

– Новость, что в Петербурге будут строить метро как в Москве, – это хорошая новость?

– Эта та новость, которую, наверное, нужно было объявить. В общем и целом эта новость, конечно, для горожан очень хорошая. Наконец в Петербурге появилась команда, которая смогла взять на себя реализацию огромного инфраструктурного проекта, и это команда ВТБ.

– Частный бизнес привлекут к строительству метро?

– Сейчас метрополитен передавать в концессию запрещено законодательством. Вступившие в мае этого года в законную силу поправки ФЗ «О концессионных соглашениях» напрямую исключают метрополитен из возможного списка объектов концессий.

Метро – это же стратегический объект, это же не только средство для перевозки пассажиров, но еще и бомбоубежище. Передавать такой сложный и значимый объект в управление частному оператору власти не будут. По большому счету концессионеры России и не разработали реалистичных проектов по развитию метрополитена – предлагали проект развития метрополитена на условиях концессии в Нижнем Новгороде. Но дальше идеи дело так и не пошло.

– Правильно ли я понимаю, что Смольный теперь никак не будет влиять на ход строительства метро в Петербурге?

– Так, конечно же, нельзя сказать. Город – один из ключевых акционеров АО «Метрострой Северной столицы». Но конкретный объем участия и способы влияния определяются в корпоративных документах компании, большая часть из которых является коммерческой тайной предприятия.

Беседовала Алена Алешина

Материал опубликован на сайте «РЖД-партнер.ру» 10.08.2022

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ