Комментарии в СМИ
«В трамвай до Купчино подсадят новых инвесторов»
Управляющий партнер, руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и Партнеры» Денис Качкин рассуждает о привлечении инвесторов в проект трамвайной линии «Станция метро «Купчино» — Шушары — Славянка».
Газпромбанк и АБЗ-1 не исключают вхождения других акционеров в свой проект.
Концессионер трамвайной линии «Станция метро «Купчино» — Шушары — Славянка» ООО «Балтнедвижсервис» (создано строительной группой АБЗ-1 Владимира Калинина и Газпромбанком) рассчитывает привлечь новых инвесторов в проект. По словам участников проекта, ими могут стать инвестфонды и производители подвижного состава, которые войдут в состав участников на этапе эксплуатации линии. Эксперты отмечают, что инвесторы могут заинтересоваться стабильным доходом, но доходность для портфельных инвесторов обычно невысока.
О том, что в «Балтнедвижсервис» могут войти новые акционеры, сообщили “Ъ” бенефициары проекта — Газпромбанк и АБЗ-1. В составе участников проектной компании могут появиться заинтересованные инвесторы, в том числе производители подвижного состава, инвестфонды, институты развития и другие, сообщили в АБЗ-1, добавив, что на данном этапе действующие участники «Балтнедвижсервиса» планируют сохранить контролирующую долю в капитале компании.
«Это правильное развитие событий — все как в учебнике написано. Когда проект выходит из инвестиционной стадии в эксплуатационную, то инвесторы, которые не готовы брать на себя проектный риск, рассматривают приобретение (доли в компании. — “Ъ”). Это видно на примере Пулково (аэропорт построен по схеме ГЧП; ВТБ и немецкая Fraport со временем сократили доли до 25,01% и 25%, привлекли в компанию фонд Катара и РФПИ с пулом иностранных инвесторов.— “Ъ”). Как только линия общественного транспорта поедет и будет обеспечивать трафик и выручку, которые запланированы, то консервативные инвесторы — пенсионные фонды, зарубежные инвесторы, в том числе арабские,— с удовольствием такие проекты приобретают. Мы тоже на них рассчитываем»,— сообщил “Ъ” первый вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов.
Смольный и «Балтнедвижсервис» подписали концессионное соглашение о строительстве трамвайной линии на юге Петербурга осенью 2019 года. Первый этап строительства, от Купчино до Шушар, должен быть завершен к октябрю 2023 года, второй этап — до Славянки — к октябрю 2024 года. Планируемая протяженность путей от Купчино до Славянки — 21 км. Инвестор обязуется построить депо, закупить 22 трамвая, установить 15 остановок. Общие инвестиции в создание линии оцениваются в 25 млрд рублей. Концессионное соглашение заключено на 30 лет. Смольный предусматривает выплату эксплуатационного платежа инвестору на протяжении 12 лет, его размер зависит от выручки компании, но не должен превысить 58,1 млрд рублей.
По словам господина Чичканова, на закупку подвижного состава и строительство депо потребуется около 5 млрд рублей. Стоимость трамвайного вагона он оценил в 170–200 млн рублей. Аналитики ранее подсчитали, что стоимость трехсекционных низкопольных трамваев в 2022 году составит 110–130 млн рублей. Более 120 млн рублей стоят трамваи швейцарской Stadler, сообщали «Ведомости».
Аналогичный проект частной трамвайной линии («Чижик») в Петербурге реализовывало ООО «Транспортная концессионная компания», в акционерный капитал которого входят ИК «Лидер», ПАО «ЛСР», ООО «Новое качество дорог», РФПИ, саудовская Ayar International Investments Company, компании, связанные с Российско-китайским инвестиционным фондом, а также суверенный фонд Бахрейна и голландская компания Co-Investment Partnership III C.V. Последние присоединились к проекту только в 2018–2019 годах.
Высокие риски на инвестиционном этапе связаны с наличием земельных и градостроительных ограничений, говорит управляющий партнер «Качкин и Партнеры» Денис Качкин. На операционной стадии, после нескольких аудированных отчетов, консервативные инвесторы покупают компанию с известной прибылью и денежным потоком, из которого будут выплачиваться средства акционерам, говорит начальник аналитического отдела ИК «ЛМС» Дмитрий Кумановский. Как правило, такие институциональные инвесторы, как пенсионные фонды, инвестиционные иностранные фонды, вкладывают средства на 10 лет, говорит он. В такой проект интересно будет войти любым профессиональным инвесторам, заинтересованным в стабильном и консервативном доходе с невысокой маржинальностью, считает господин Качкин. Доходность для портфельных инвесторов обычно невысока, добавляет он. Трамвайная линия может привлечь таких инвесторов как РФПИ, Российско-китайский фонд, фонд Бахрейна, полагает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Доходность инвесторов в зависимости от развития проекта может достигать 10–25%, уверен эксперт.
Материал опубликован в газете «Коммерсантъ — Санкт-Петербург» № 31 от 20.02.2020
Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ
- Концессии в сфере ТКО: итоги года 2023 PDF
- Брошюра о перспективах развития ГЧП в городском наземном рельсовом транспорте PDF
- Обзор ключевой судебной и антимонопольной практики по концессионным соглашениям за 2020 год PDF
- Обзор судебной практики по отдельным вопросам заключения концессионных соглашений в порядке частной инициативы PDF