Комментарии в СМИ

«Арктика» опаздывает»

Ольга Дученко, старший юрист корпоративной и арбитражной практики «Качкин и Партнеры», напоминает, что по закону условия госконтракта могут быть изменены, если его исполнение невозможно по не зависящим от сторон обстоятельствам.

ОСК просит перенести сроки сдачи ледокола «Арктика» на полтора года. Это может освободить корпорацию от выплаты неустойки.

«Балтийский завод – судостроение» (входит в ОСК), подрядчик строительства ледокола «Арктика», совместно ОСК и «Росатомом» (заказчик) направили в правительство РФ обращение о необходимости переноса сроков сдачи ледокола, сообщил представитель ОСК. По его словам, необходимость переноса связана со срывом сроков поставки паротурбинных установок и другого оборудования субподрядчиками. Проект распоряжения правительства РФ об изменении сроков сейчас находится на согласовании, уточняет собеседник «Ведомостей».

Контракт на строительство «Арктики» проекта 22220 стоимостью 37 млрд руб. Балтийский завод подписал с «Атомфлотом» в августе 2012 г. Срок сдачи по договору – декабрь 2017 г. Начало эксплуатации ледокола запланировано на июнь 2019 г., сказал в феврале глава предприятия госкорпорации «Росатом» ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша, сообщало «РИА Новости». Ледокол будет сдан к этому времени, подтверждает представитель ОСК. В «Атомфлоте» ситуацию не комментируют.

Если правительство утвердит перенос сроков по «Арктике» и будет оформлено дополнительное соглашение, это снимет финансовые претензии заказчика к Балтийскому заводу: формально сроки не будут нарушены, говорит Ольга Дученко, старший юрист корпоративной и арбитражной практики АБ «Качкин и партнеры». По закону условия госконтракта могут быть изменены, если его исполнение невозможно по не зависящим от сторон обстоятельствам, напоминает юрист. Но, по мнению Дученко, срыв поставок оборудования к таковым не относится. В стандартной ситуации конфликт закончился бы расторжением госконтракта и привлечением подрядчика к ответственности, уверена она.

Балтийский завод называет единственным сдерживающим фактором для сдачи ледокола поставку оборудования от АО «Завод «Кирoв-энергомаш» (КЭМ, принадлежит Кировскому заводу). КЭМ выиграл контракт на поставку паротурбинной установки для «Арктики» стоимостью 2,7 млрд руб. весной 2013 г. и должен был передать ее заказчику в мае 2015 г., но до сих пор не выполнил работу.

Стороны обменялись исками. Балтийский завод в суде требует взыскать с КЭМа около 240 млн руб. за срыв поставки оборудования, в том числе и для еще одного ледокола проекта 22220 — «Сибирь». КЭМ подал встречный иск: Балтийский завод вовремя не предоставил генераторы для испытания турбинной установки.

Балтийский завод строит еще два атомных ледокола проекта 22220 для «Атомфлота» — «Сибирь» и «Урал». Контракты на поставки паротурбинных установок для этих ледоколов тоже выиграла структура Кировского завода. О переносе сроков сдачи двух других ледоколов речь не идет, утверждает представитель Балтийского завода.

Техническая готовность «Арктики», по данным на февраль, составляла 40%, сообщил на заседании суда представитель Кировского завода. Это соответствует плану, заявил руководитель проекта 22220 Сергей Черногубовский. Готовность «Сибири» — 21,7%, «Урала» – 3%, следует из протокола заседания рабочей группы по строительству атомных ледоколов проекта 22220.

ОСК также переносит сдачу ледокола «Виктор Черномырдин», который строит Балтийский завод. В начале марта правительство подписало распоряжение о переносе сроков сдачи ледокола с конца 2015 г. на конец 2018 г., рассказал источник в ОСК. Заказчик строительства — «Росморречфлот» — за несвоевременную поставку требовал в суде с ОСК 667 млн руб. Теперь завод освобождается от выплаты неустойки, говорит представитель ОСК.

Дмитрий Горшенин

Материал опубликован в газете «Ведомости – Санкт-Петербург» № 4283 от 20.03.2017

Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD
Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ