Комментарии в СМИ
«Не самые лучшие, но самые дорогие: что будет с «переплатным» участком трассы М-11?»
Денис Качкин, управляющий партнер «Качкин и Партнеры», отмечает, что участники концессионного соглашения вправе инициировать переговоры для внесения в него изменений, но сторонние государственные структуры не могут самостоятельно корректировать его условия.
Генпрокуратура предложила ограничить тарифы на платной автотрассе Москва-Санкт-Петербург. Проезд от МКАД до аэропорта Шереметьево оказался самым дорогим в Европе. Это вызвало поток жалоб автовладельцев. А губернатор Подмосковья назвал платежи на трассе М-11 «катастрофой». В прокуратуре установили, что такая ситуация сложилась из-за несвоевременного принятия правительством предельных уровней тарифов, которые не должны превышаться концессионером. По мнению экспертов, их ограничение может противоречить соглашению с инвесторами. Экономический обозреватель «Вестей ФМ» Павел Анисимов продолжит тему.
Водители называют платный участок трассы Москва-Петербург не иначе, как «переплатным»: чтобы проехать на машине 43 километра от МКАДА до Солнечногорска, нужно заплатить 500 рублей. 10 километров до Шереметьево стоят 250 рублей. Высокие тарифы возмущают не только местных жителей, многие из которых ездят на работу в Москву, но и чиновников. Губернатор Подмосковья Андрей Воробьев обратился в Минтранс с просьбой снизить тариф на проезд по платному участку.
Установить предельные тарифы на новой автотрассе правительству предложила Генпрокуратура — после многочисленных жалоб автомобилистов. Об этом сообщила официальный представитель ведомства Марина Гриднева:
«Генеральная прокуратура России проанализировала состояние законности от автомобильных дорогах и дорожной деятельности на платном участке скоростной трассы М-11. Установлено, что данная ситуация стала возможной из-за несвоевременного принятия правительством предельных уровней тарифов, которые не должны превышаться концессионером. В настоящее время Генеральная прокуратура проинформировала правительство о сложившейся ситуации и предложила установить предельные значения тарифов на трассе М-11».
В «Автодоре» объясняют, что начальный тариф был установлен еще в 2007 году. За 8 лет он вырос из-за накопленной инфляции. При этом тарифы — ниже максимально возможных в рамках концессионного соглашения. То есть плата за проезд могла быть ещё выше. Представитель Северо-Западной концессионной компании, которая строила трассу, подтвердил, что средневзвешенный тариф в 4 рубля 25 копеек за километр после индексаций значительно увеличился. Комментирует директор Института транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин:
«Уже понятно, что концессионный договор был построен на каких-то супероптимистических ожиданиях по поводу готовности потребителей платить. В их бизнес-плане было посчитано, что за эти 12 рублей за километр поедет много народа, сколько-то десятков тысяч автомобилей в сутки. Там, по-моему, сегодня и тысячи нет».
Частные инвесторы, среди которых — французская компания Vinci, взяли на себя большую часть финансирования платного участка М-11. Строительство обошлось в 60 миллиардов рублей. На них же легли риски трафика. Срок действия договоренностей — 31 год, затем трасса возвращается под управление государства. Задача концессионеров — окупить инвестиции за счёт проезжающих машин, отмечает доцент кафедры мостов и транспортных тоннелей МАДИ Сергей Зеге:
«Мы сделали, как в кино, «мало-много»: сначала бесплатно, потом запредельная цена. Она должна быть где-то посередине. Надо было ввести 20 рублей до Шереметьево, потом 40 и так далее — до тех пор, пока не возник бы контингент, который стал отказываться. Вот когда 20 процентов начали отказываться, вот здесь и надо остановиться».
Детали концессионного соглашения не разглашались, поэтому сложно определить, противоречит ли духу государственно-частного партнёрства предложение Генпрокуратуры, говорит управляющий партнер «Качкин и партнеры» Денис Качкин. Нужно смотреть, кто определяет стоимость проезда по платной трассе. Но в любом случае для подобной ситуации, скорее всего, была предусмотрена процедура изменения соглашения:
«Сторона вправе, либо та, либо другая, инициировать переговоры для того, чтобы внести изменения в соглашение и при необходимости изменить в том числе тарифы. Прокуратура самостоятельно сделать этого не может. Она может лишь поднять вопрос соответствующий либо выдать предписание, если есть нарушение законодательства. А если нет, то договорная конструкция предполагает свободу договора».
Пока российские платные дороги — самые дорогие в Европе. По максимальному тарифу, поездка по новой трассе М-11 от Москвы до аэропорта «Шереметьево» обходится в 25 рублей за километр. Самая большая сеть платных дорог в Европе расположена во Франции. И в среднем для легкового автомобиля цена проезда в пересчете на рубли составляет от 4 до 8 рублей за километр.
Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ
- Концессии в сфере ТКО: итоги года 2023 PDF
- Брошюра о перспективах развития ГЧП в городском наземном рельсовом транспорте PDF
- Обзор ключевой судебной и антимонопольной практики по концессионным соглашениям за 2020 год PDF
- Обзор судебной практики по отдельным вопросам заключения концессионных соглашений в порядке частной инициативы PDF