Комментарии в СМИ

Денис Качкин, Управляющий партнер, руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП АБ «Качкин и Партнеры» комментирует материал о ГЧП в России.

Госэкспертиза в сентябре этого года выдала положительное заключение по проекту строительства трамвайной линии в Славянку в Петербурге. Объём частных инвестиций в проект оценивается в 25,9 млрд рублей.

В 2023 году новая автодорога должна открыться в Москве. Это северный дублёр Кутузовского проспекта, который свяжет МКАД и Москва–Сити, вписавшись в создаваемый каркас выделенных платных дорог столицы. Инвестиции превысят 60 млрд рублей.

Оба проекта объединяет то, что они реализуются по схеме концессии — одной из разновидностей ГЧП. Пионером такой формы взаимодействия власти и бизнеса в России стала Москва. В 1998 году немецкая компания SHW Holter Wassertechnik построила станцию аэрации в Южном Бутово, которую эксплуатировала в течение 12,5 года, после чего передала городу. А петербургский ГЧП–проект строительства Западного скоростного диаметра стоимостью более 200 млрд рублей долгое время был самым дорогим не только в России, но и в мире.

Минэкономразвития ежегодно публикует рейтинг регионов по уровню развития ГЧП. Москва и Петербург традиционно присутствуют в топе, хотя конкуренция год от года растёт. В последнем рейтинге столица на втором месте, город на Неве — пятый.

По данным платформы «Росинфра», Москва сейчас реализует 68 ГЧП–проектов с общим объёмом инвестиций более 600 млрд рублей, из которых почти все средства частные. «Москву отличает сравнительно более широкая палитра форм ГЧП, чем в большинстве других регионов. Лишь восемь проектов на 96 млрд рублей реализуются в рамках концессионных соглашений и соглашений о ГЧП, а остальные — в различных формах квази–ГЧП, из которых наиболее значимы для Москвы офсетные контракты в промышленной сфере и контракты жизненного цикла в сфере транспорта», — рассказывают в Национальном центре ГЧП.

В Петербурге реализуются 24 ГЧП–проекта с общим объёмом инвестиций 501,2 млрд рублей, из которых 383,5 млрд — частные средства. В следующем году Петербург может догнать Москву по денежному наполнению заключённых ГЧП–соглашений. Город планирует заключить контракт на строительство Широтной магистрали скоростного движения стоимостью около 200 млрд рублей.

ГЧП должно стать рутинным инструментом для решения в том числе и локальных задач. «Помимо крупных проектов, которые, безусловно, требуют индивидуального подхода к инвестору, мы в работе наблюдаем и тенденцию к стандартизации ГЧП–проектов. Это в первую очередь касается социальной инфраструктуры, например строительства школ по концессии, а также сферы туризма. Именно в этой нише возможен запуск целого пула проектов, и для этого требуется стандартизация», — говорят в комитете по инвестициям Петербурга.

Управляющий партнер компании «Качкин и Партнеры» Денис Качкин полагает, что именно Петербург в большей степени заинтересован в ГЧП. «Сам механизм государственно–частного партнерства оправдан в условиях здорового бюджетного дефицита; как правило, власти желают реализовать инфраструктурный проект, но не имеют такой возможности “в моменте”. А когда у тебя профицитный бюджет, как в Москве, и ты не знаешь, чего бы ещё пожелать, такие сложные и долгие механизмы, как концессии, становятся скорее обременением, а не пользой. В Петербурге иная ситуация — запросов на обновление инфраструктуры много, а денег не хватает», — поясняет эксперт.

В Национальном центре ГЧП уверены, что формат государственно–частного партнёрства будет развиваться в ближайшем будущем ещё активнее.

Александр Лобановский

Материал опубликован в журнале «Недвижимость. Инвестиции. Финансы. Контуры будущего» №2, 2022″ (выпуск «Бизнес двух столиц»)

PDF

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ