Новое в регулировании

Внесены поправки в Закон о морских портах

Федеральным законом от 02.07.2021 № 340-ФЗ[1] были внесены изменения в Закон о морских портах[2]. Указанный закон закрепляет правила создания объектов инфраструктуры морского порта.

[1] Федеральный закон от 02.07.2021 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[2] Федеральный закон от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

1. Создание объектов инфраструктуры морского порта осуществляется в соответствии с инвестиционной декларацией

Подробнее

Декларация содержит перечень мероприятий по строительству (реконструкции) таких объектов, финансово-экономическое обоснование, сведения о планируемых объемах инвестиций и сроках реализации соответствующих мероприятий.

2. Содержание, форма, порядок разработки, утверждения и согласования инвестиционной декларации утверждаются Правительством РФ

Подробнее

Инвестиционная декларация согласовывается с уполномоченным федеральным (в ряде случаев – также с региональным и (или) местным) органом исполнительной власти (кроме случаев, когда такие органы выступают в качестве инвесторов проекта). Согласование инвестиционной декларации является основанием для включения соответствующих мероприятий в инвестиционную программу организации, подведомственной уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.

Другие изменения

Подробнее

3. Инвесторами создания объектов инфраструктуры морского порта могут выступать индивидуальные предприниматели, юридические лица, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

4. На основании инвестиционной декларации между инвестором создания объектов инфраструктуры морского порта и уполномоченным федеральным (в ряде случаев – также региональным и (или) местным) органом исполнительной власти либо подведомственной ему организацией заключается соглашение о создании объектов инфраструктуры морского порта (в перечисленных в законе случаях заключение такого соглашения не требуется).

5. В законе закрепляются существенные условия такого соглашения, при этом при заключении концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве или соглашения о защите и поощрении капиталовложений в такие соглашения должны быть включены обязательства и ответственность инвестора, указанные в пунктах 1-4 и 11 части 4 статьи 6.3 Закона о морских портах (обязательство осуществить проектирование и создание объектов инфраструктуры морского порта, осуществить финансовое и организационное обеспечение перевалки грузов в установленном объеме и пр.).

В первоначальной редакции внесенного в Государственную Думу РФ законопроекта было прямо указано, что, если с инвестором заключено концессионное соглашение либо соглашение о государственно-частном партнерстве, заключение соглашения о создании объектов инфраструктуры морского порта не требуется. В итоговом тексте закона такая оговорка отсутствует. Полагаем, отсутствие определенности в этой части может вызвать ряд вопросов при реализации инвестиционных проектов по созданию инфраструктуры морских портов, в частности: вопрос о необходимости заключения соглашения по Закону о морских портах в дополнение к заключенному концессионному соглашению или соглашению о государственно-частном партнерстве.

6. В законе определяются перечень существенных нарушений условий соглашения, а также основания для внесения изменений в такое соглашение, при наступлении которых инвестор вправе потребовать внесения изменений в соглашение в части изменения объема перевалки грузов (порядок и сроки согласования изменений устанавливаются Правительством РФ).

Напомним, на сегодняшний день создание объектов инфраструктуры морского порта осуществляется на основании подготовленной инвестором и согласованной Росморречфлотом декларации о намерениях инвестирования в строительство объектов инфраструктуры морского порта, разрабатываемой на основании письма Минстроя России от 17 марта 1997 г. № 9-4/29, приказа ФГУП «Росморпорт» от 24 июня 2016 г. № 294. При этом указанные акты носят рекомендательный характер и требуют обновления и комплексной переработки.

Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования и не имеет обратной силы.

Скачать PDF

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ