Новое в регулировании
Внесены поправки в законодательство о концессиях и специальных инвестиционных контрактах (СПИК)
В законодательство о концессиях внесены изменения в части регулирования концессионных соглашений, заключаемых в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической энергии
19 декабря 2020 года вступит в силу Федеральный закон от 08.12.2020 №401-ФЗ[1], которым внесены соответствующие поправки. Указанный закон предусматривает следующие изменения в отношении концессий, в которые вовлекаются объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии:
- в подобных концессионных соглашениях на стороне концедента могут участвовать государственное, муниципальное унитарное предприятие, государственное бюджетное учреждение, которым принадлежит объект соглашения;
- к существенным условиям концессионного соглашения отнесен объем валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации концессионного соглашения …, если реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам);
- гарантии прав концессионера, предусмотренные ч. 1 ст. 20 Закона о концессионных соглашениях, не распространяются на случаи недополучения концессионером валовой выручки вследствие изменения, корректировки цен (тарифов) концессионера за недостижение концессионером установленных концессионным соглашением плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что целью принятия закона является уменьшение рисков концессионеров и привлечение дополнительных инвестиций в сферу электроснабжения за счет создания юридических гарантий предсказуемости и неизменности регуляторных условий для концессионера на всем протяжении срока действия соглашения.
Представляется, что введение поправок, связанных с установлением нового существенного условия, вызвано судебной практикой, в которой суды отказывали концессионеру в получении от концедента возмещения недополученной валовой выручки, несмотря на то, что такая обязанность по возмещению была закреплена в соглашении за концедентом. Суды обосновывали свои решения, в частности, тем, что в Законе о концессионных соглашениях прямо не предусмотрена возможность установления объема валовой выручки применительно к объектам по производству, передаче и распределению электрической энергии[2]. Однако отметим, что и без введения поправок потенциально было бы возможно гарантировать концессионеру объем выручки – через механизм платы концедента.
[1] Федеральный закон от 08.12.2020 № 401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» в части заключения, исполнения и изменения концессионных соглашений в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической энергии».
[2] Определение ВС РФ от 17.12.2019 № 310-ЭС19-24137 по делу № А64-6415/2017.
В законодательство о СПИКах был принят ряд поправок, стимулирующих использование этого механизма
В частности, утвержден перечень видов технологий, признаваемых современными технологиями в целях заключения СПИКов[1]. Перечень содержит 630 наименований современных технологий, в том числе включает информацию о сроке, по истечении которого включенная в перечень современная технология утрачивает актуальность. С учетом положений законодательства о СПИКах, СПИКи в настоящее время могут быть заключены только в отношении инвестиционных проектов, вовлекающих такие современные технологии.
Кроме того, Минсельхозом России утверждена форма предложения инвестора о заключении СПИКов в соответствующей отрасли промышленности (вступит в силу 19 декабря 2020 года)[2]. Подобные формы разработаны также Минэнерго России[3], Минпромторгом России[4].
Также расширена сфера применения Постановления Правительства РФ от 16.07.2015 № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности». Указанный акт будет применяться и при изменении и прекращении СПИКов, решения о возможности заключения которых были приняты в установленном Правительством РФ порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 02.08.2019 № 290-ФЗ[5]. Отметим, что применительно к новым СПИКам действует иной акт Правительства РФ[6].
[1] Распоряжение Правительства РФ от 28.11.2020 № 3143-р «Об утверждении перечня видов технологий, признаваемых современными технологиями в целях заключения специальных инвестиционных контрактов».
[2] Приказ Минсельхоза России от 15.09.2020 № 543 «Об утверждении формы предложения инвестора о заключении специального инвестиционного контракта».
[3] Приказ Минэнерго России от 01.10.2020 № 869 «Об утверждении формы предложения инвестора о заключении специального инвестиционного контракта применительно к нефтеперерабатывающей, газоперерабатывающей, нефтегазохимической, угольной и электроэнергетической отраслям промышленности».
[4] Приказ Минпромторга России от 26.02.2020 № 627 «Об утверждении формы предложения инвестора о заключении специального инвестиционного контракта».
[5] Федеральный закон от 02.08.2019 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» в части регулирования специальных инвестиционных контрактов».
[6] Постановление Правительства РФ от 16.07.2020 № 1048 «Об утверждении Правил заключения, изменения и расторжения специальных инвестиционных контрактов».
Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ
- Концессии в сфере ТКО: итоги года 2023 PDF
- Брошюра о перспективах развития ГЧП в городском наземном рельсовом транспорте PDF
- Обзор ключевой судебной и антимонопольной практики по концессионным соглашениям за 2020 год PDF
- Обзор судебной практики по отдельным вопросам заключения концессионных соглашений в порядке частной инициативы PDF