Новое в регулировании

Введены льготные бюджетные кредиты для инфраструктурных проектов

28 июня 2021 года был принят Федеральный закон № 228-ФЗ[1], который среди прочего ввел возможность предоставления субъектам РФ из федерального бюджета льготных бюджетных кредитов. Такие кредиты могут направляться только на обеспечение реализации инфраструктурных проектов. Объем бюджетных кредитов составит до 500 млрд рублей с предоставлением до 2023 года.

Подзаконное регулирование, необходимое для выдачи льготных бюджетных кредитов, находится в стадии формирования[2]. Кроме того, ряд актов будет разработан президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в РФ.

[1] Федеральный закон от 28.06.2021 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации».

[2] Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов», https://regulation.gov.ru/projects#npa=117537, ID проекта 04/12/07-21/00117537.

Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил отбора инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», https://regulation.gov.ru/p/117367, ID проекта  01/01/06-21/00117367.

Основные характеристики льготного бюджетного кредита

Подробнее
  1. Направления для использования субъектом РФ средств бюджетного кредита:
    • проектирование, строительство, реконструкция, техническое перевооружение, капитальный ремонт объектов транспортной, инженерной, коммунальной, социальной, туристской инфраструктур, объектов инфраструктуры индустриальных (промышленных) парков, промышленных технопарков, особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», территорий опережающего социально-экономического развития, инновационных научно-технологических центров, а также объектов инфраструктуры для объектов недвижимости жилищного фонда; технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения;
    • приобретение подвижного состава городского транспорта общего пользования.
  2. Способы использования субъектом РФ средств бюджетного кредита (открытый перечень):
    • финансирование государственного участия в концессионных соглашениях и соглашениях о ГЧП;
    • закупка товаров, работ, услуг для государственных нужд, в том числе осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности;
    • уплата лизинговых платежей по договору финансовой аренды (лизинга) подвижного состава городского транспорта общего пользования, предусматривающему переход в собственность лизингополучателя подвижного состава;
    • предоставление межбюджетных трансфертов местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований по п. 1, с направлением муниципальным образованием средств, в том числе в формах по п. п. 1-2.3.
  3. Процентная ставка – 3 % годовых.
  4. Срок кредита – 15 лет с погашением, начиная с 3 года предоставления бюджетного кредита.
  5. Срок предоставления регионом заявки для участия в отборе инфраструктурных проектов в целях получения бюджетного кредита – до 1 октября 2021 года.
  6. Уполномоченный орган – президиум (штаб) Правительственной комиссии по региональному развитию в РФ определяет объем бюджетных кредитов, предоставляемых по итогам отбора.

Порядки отбора инфраструктурных проектов

Подробнее

Предусмотрено 2 порядка: (1) в рамках лимитов бюджетных кредитов, установленных для субъекта РФ, и (2) конкурсный отбор.

    • При отборе в рамках лимитов проверяется соответствие следующим требованиям: (1) привлечение средств внебюджетных источников финансирования инфраструктурного проекта, сумма которых составляет не менее объема финансирования инфраструктурного проекта за счет средств бюджетного кредита; (2) объем поступлений налоговых и неналоговых доходов от реализации инфраструктурного проекта в консолидированный бюджет субъекта РФ за период, составляющий 15 лет, превышает объем средств, направленных субъектом РФ на погашение и обслуживание бюджетного кредита;
    • при конкурсном отборе применяются следующие критерии:
  1. соотношение объема средств внебюджетных источников финансирования инфраструктурного проекта и объема финансирования за счет средств бюджетного кредита, ноне менее объема финансирования инфраструктурного проекта за счет средств бюджетного кредита;
  2. количество рабочих мест, которые будут созданы в связи с реализацией инфраструктурного проекта на каждый 1 млн. рублей бюджетных кредитов;
  3. соотношение объема поступлений налоговых и неналоговых доходов от реализации инфраструктурного проекта в консолидированный бюджет субъекта РФ и объема средств, направленных субъектом РФ на погашение и обслуживание бюджетного кредита. При этом объем указанных доходов за период, составляющий 15 лет, превышает объем средств, направленных субъектом РФ на погашение и обслуживание бюджетного кредита. В отдельных случаях могут быть установлены дополнительные критерии/могут не применяться критерии.

Особенности учета бюджетных кредитов

Подробнее
  • объем бюджетных ассигнований, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты, не будет учитываться при определении предельного размера дефицита бюджета субъекта РФ[1], т.е. не будет увеличивать дефицит бюджета;
  • при расчете долговой устойчивости субъекта РФ бюджетные кредиты не учитываются в объеме государственного долга субъектов РФ, а сумма платежей по погашению и обслуживанию бюджетных кредитов не учитывается в годовой сумме платежей по погашению и обслуживанию государственного долга субъекта РФ[2]. Таким образом, получение бюджетного кредита не повлияет негативно на долговую устойчивость региона.

С учетом указанного выше представляется, что льготные бюджетные кредиты могут способствовать более активной реализации инвестиционных проектов, в том числе на основании концессионных соглашений, соглашений о ГЧП. Однако для окончательных выводов следует дождаться подзаконных актов.

[1] П. 2 ст. 92.1 Бюджетного кодекса РФ.

[2] П. 5 ст. 107.1 Бюджетного кодекса РФ.

Скачать PDF

ПОДЕЛИТЬСЯ

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ