Новое в регулировании
Изменения законодательства о закупках
Тремя федеральными законами* были внесены существенные поправки в законодательство о закупках, а именно в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – «Закон № 44-ФЗ»), в Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – «Закон № 223-ФЗ»).
При этом основной массив изменений пришелся на Закон № 44-ФЗ.
Большая часть поправок вступит в силу с 1 июля 2019 года, однако для некоторых изменений установлен иной срок вступления в силу (до или после 1 июля 2019 года). Для проведения закупок и участия в них в качестве участников требуется детальное изучение внесенных законодателем поправок.
Наиболее важные из нововведений приведены в настоящем обзоре.
Изменены положения о планировании закупок по Закону № 44- ФЗ
Согласно поправкам исключаются планы закупок. Планы-графики закупок сохраняются, уточняется их регулирование; фактически планы-графики, сохранив свои особенности, будут учитывать и отдельные требования планов закупок.
Упрощается обоснование закупок по Закону № 44-ФЗ
По ранее действовавшей редакции обоснование закупки заключалось в установлении соответствия закупки целям закупок, определенным в Законе № 44-ФЗ, законодательству РФ и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок. Обоснованию также подлежали объект закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели закупки, реализации установленных в соответствии со ст. 19 Закона № 44-ФЗ требований по нормированию в сфере закупок, начальная (максимальная) цена контракта (далее –«НМЦК»), способ определения поставщика, в том числе дополнительные требования к участникам закупки.
По обновленной редакции обоснованной признается закупка, осуществляемая в соответствии со ст. 19 Закона № 44-ФЗ (нормирование закупок) и ст. 22 Закона № 44-ФЗ (определение НМЦК).
Скорректированы положения о НМЦК в Законе № 44-ФЗ
Предусматривается возможность определить не НМЦК, а начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен единиц, максимальное значение цены контракта (в случае, если количество товаров, объем работ, услуг невозможно определить).
Уменьшены сроки публикации извещения о проведении электронного аукциона
По ранее действовавшей редакции, если НМЦК не превышала 3 млн. рублей, то извещение размещалось не менее чем за 7 дней до окончания срока подачи заявок. В иных случаях – за 15 дней. Соответственно, по общему правилу извещение размещалось за 15 дней.
По обновленной редакции извещение размещается не менее чем за 7 дней до окончания срока подачи заявок, если НМЦК не превышает 300 млн. рублей, либо НМЦК контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает 2 млрд. рублей. И только в иных случаях извещение размещается за 15 дней.
Упрощена закупка у единственного поставщика по Закону № 44-ФЗ
- Сумма закупки у единственного поставщика выросла со 100 тысяч рублей до 300 тысяч рублей.
- Согласно поправкам не нужно размещать извещение о закупке – по ранее действовавшей редакции при закупке по отдельным основаниям такое требование предусматривалось.
- Ранее было необходимо при закупке по отдельным основаниям обосновать в отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика, а также цену контракта и иные существенные условия контракта. По новой редакции достаточно обосновать цену контракта.
- Исключено требование о том, что по общему правилу заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к экспертизе поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществлялась у единственного поставщика.
Введены дополнительные основания изменения существенных условий контракта по Закону № 44-ФЗ
- Если при исполнении заключенного на срок не менее 1 года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер цены, установленный Правительством РФ, возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Изменение не должно привести к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30 %.
- Если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении.
- В случае заключения контракта с единственным поставщиком по отдельным основаниям (в частности, закупка товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, аренда нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения публичных нужд, осуществление закупок юридических услуг в целях обеспечения защиты интересов РФ в иностранных и международных судах и арбитражах). Для данного основания не установлены ограничения по изменению существенных условий контракта.
Исключено для отдельных случаев требование о проведении новой закупки, если контракт был расторгнут
В случае расторжения контракта заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с Законом № 44-ФЗ заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя (при конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, электронной процедуре, за отдельными исключениями) и при условии согласия такого участника закупки заключить контракт.
Уменьшен срок на обжалование торгов по Закону № 44-ФЗ
Срок на подачу жалобы в антимонопольный орган на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего сокращен с 10 до 5 дней с даты размещения протокола по итогам торгов.
Расширены возможности использования унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями возможностей Закона № 223-ФЗ
Бюджетные учреждения, унитарные предприятия смогут осуществлять закупки по Закону № 223-ФЗ за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования, по завещанию.
Обращаем внимание, что были внесены и иные поправки (в частности, в Законе № 44-ФЗ указали, что: проектно-сметный метод определения НМЦК применяется и при сносе объектов капитального строительства; срок возврата заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту, не должен превышать 30 дней (в отдельных случаях 15 дней) с даты исполнения поставщиком обязательств по контракту; не допускается выплата аванса по контракту, который заключен по цене более чем на 25 % ниже НМЦК; размер обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе при НМЦК ниже 5 млн. рублей должен составлять от 0,5 % до 1 % НМЦК; субъект малого предпринимательства, социально ориентированная некоммерческая организация будут вправе не предоставлять обеспечение исполнения обязательств по контракту с НМЦК меньше 20 млн. рублей, если предоставят подтверждение надлежащего исполнения в течение 3 лет до даты подачи заявки 3 контрактов, при этом сумма цен таких контрактов будет составлять не менее НМЦК заключаемого контракта).
* Федеральный закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральный закон от 01.05.2019 № 70-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральный закон от 01.05.2019 № 69-ФЗ «О внесении изменений в статьи 56 и 56.1 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ
- Концессии в сфере ТКО: итоги года 2023 PDF
- Брошюра о перспективах развития ГЧП в городском наземном рельсовом транспорте PDF
- Обзор ключевой судебной и антимонопольной практики по концессионным соглашениям за 2020 год PDF
- Обзор судебной практики по отдельным вопросам заключения концессионных соглашений в порядке частной инициативы PDF