Комментарии в СМИ

Управляющий партнер, руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и Партнеры» Денис Качкин — о конкуренции на рынке производителей горэлектротранспорта.

На рынке производителей горэлектротранспорта усиливается конкуренция.

Группа «Синара», принадлежащая основному владельцу Трубной металлургической компании Дмитрию Пумпянскому, планирует приобрести блокпакет в ООО «Балтнедвижсервис», которое к 2024 году должно построить вторую частную трамвайную линию в Петербурге — от Купчино до Славянки. Учитывая, что летом группа стала акционером петербургского производителя железнодорожного подвижного состава «Вагонмаш», она может поставить свою технику. Аналитики называют выход «Синары» на рынок агрессивным и приветствуют конкуренцию, ведь единственным игроком на нем до сих пор являлся «Трансмашхолдинг» Андрея Бокарева и Искандара Махмудова.

Часть своей доли в капитале SPV-компании «Балтнедвижсервис» продаст основной владелец консорциума — группа «АБЗ-1» Сергея Голубя, таким образом, она снизится с 90 до 65%. Остальные 10% останутся за Газпромбанком, сообщили вчера участники процесса. Стороны не раскрывают сумму предстоящей сделки. В Газпромбанке сообщили, что выбрали «Синару» после проработки коммерческих предложений ряда отечественных и зарубежных машиностроительных производителей.

Основным ограничением для иностранных производителей было наличие трамваев под российскую колею (1524 мм) или готовность их произвести, сообщили «Ъ» в АБЗ-1. «Синара» сделала лучшее предложение, подчеркивают там. Компания намерена в сотрудничестве с чешским машиностроительным концерном Skoda Transportation участвовать в реализации проекта в качестве поставщика подвижного состава и осуществлять его обслуживание на эксплуатационной фазе, отмечается в сообщении финансовой организации. Условиями контракта предполагается полное сопровождение жизненного цикла выпускаемой продукции.

Ранее переговоры о поставке вагонов для Славянки вела ПК «Транспортные системы» (ПК ТС, которую связывают с «Трансмашхолдингом», ТМХ), производственная площадка которой расположена в Невском районе (см. «Ъ» от 14.10.2019). Интерес к проекту, по данным «Ъ», также проявляла швейцарская Stadler, поставлявшая подвижной состав для первой частной трамвайной линии «Чижик» в Красногвардейском районе.

Собеседник «Ъ» в ПК ТС признается, что намерение о покупке  «Синарой» доли в «Балтнедвижсервисе» стало для компании неожиданностью, впрочем, отмечает он, производитель находится в «продуктивных переговорах» с «Балтнедвижсервисом»: в июле обсуждалась потенциальная компоновка салонов трамваев. Он полагает, что продукт, который предложит «Синара» (ей принадлежит 49% «Вагонмаша», 51% в компании у чешской Skoda Transportation), будет дороже отечественного.

Аналитики ранее оценивали стоимость контракта на 22 трамвая для линии в диапазоне 2,3–2,7 млрд рублей. Контракт жизненного цикла позволяет заказчику минимизировать риски, связанные с техническим состоянием парка и его невыходом на линию, поэтому частные инвесторы считают такую схему оптимальной, поясняли эксперты.

Новая трамвайная сеть пройдет по активно развивающимся Фрунзенскому и Пушкинскому районам Петербурга. Ввод первого этапа линии по маршруту «Станция метро «Купчино» — поселок Шушары — Славянка» запланирован на октябрь 2023 года, второго — на осень 2024 года. Протяженность путей — 21 км, время в пути — 38 минут. Расчетный пассажиропоток на линии — 57 тыс. человек в сутки.

Генеральный директор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров оценивает покупку блокпакета в проектной компании не менее чем в 300 млн рублей с учетом дополнительных условий по поставке подвижного состава. Эксперт называет выход «Синары» на рынок Петербурга агрессивным.

По сути, производство современных отечественных трамваев сегодня представлено только одним игроком — ПК ТС, входящей в ТМХ, считает управляющий партнер юрфирмы «Качкин и партнеры» Денис Качкин. Он оценивает рынок трамвайных вагонов в 8 тыс. единиц техники, которая находится на балансе предприятий городского электротранспорта. При этом средний возраст трамвайного вагона составляет около 25 лет, парк морально и физически устарел, а срочная замена требуется для 40–50% подвижного состава, отмечает эксперт, приветствуя конкуренцию на рынке производителей.

Яна Войцеховская

Материал опубликован в газете «Коммерсантъ — Санкт-Петербург» № 138 от 06.08.2020

ПОДЕЛИТЬСЯ

Денис Качкин

Адвокат
Управляющий партнер
Руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП
Заведующий базовой кафедрой юридического факультета НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ