Комментарии в СМИ
«Выигравших не будет»
Денис Качкин, управляющий партнер «Качкин и Партнеры», принял участие в опросе газеты «Деловой Петербург» и выразил свое мнение относительно развития петербургского юридического рынка в кризисный период.
«Деловой Петербург» спросил у петербургских юристов, как на них отразится экономический кризис. По общему мнению, выигравшими будут те, кто сможет подвинуться в цене.
Практически все опрошенные петербургские юристы отмечают, что прошлый год у них прошел просто на ура: судебные, банкротные и претензионные доходы не только компенсировали им повсеместные провалы по доходам от сопровождения сделок и от консультаций, но и дали рост общей выручки от 15 до 70% по сравнению с 2013 годом. Но от следующего года ничего хорошего юристы не ждут: работы будет больше, а денег — меньше.
Владислав Забродин, управляющий партнер CLS
Думаю, что вопрос успеха будет зависеть от многих факторов. Во–первых, экспертиза в сферах, которые востребованы в текущий момент, во–вторых, возможность быстро реагировать на меняющуюся ситуацию, в–третьих, правильная ценовая политика. Основным вопросом, как и всегда, будет доверие, заинтересованность и возможность клиента строить долгосрочные отношения.
Остальные критерии, такие как качество, подход, понимание бизнеса, возможность и умение предоставления практичного и эффективно реализуемого совета и т. д., остаются независимо от ситуации с кризисом.
Внутренние юристы компаний всегда востребованы, особенно в период сокращения расходов. Крупные юридические фирмы, особенно иностранные, как правило, имеют большую зону безопасности за счет получения содержания из зарубежных офисов. Мелкие фирмы хороши своей гибкостью и специализацией. Юристы–одиночки — почти всегда самая уязвимая часть профсообщества, за исключением уникальных специалистов.
Денис Качкин, управляющий партнер «Качкин и Партнеры»
В выигрыше будут профессионалы, которые востребованы независимо от рыночной конъюнктуры. Юридический бизнес основан на доверии, поэтому личные отношения, выстроенные годами, пострадают в меньшей степени. Безусловно, поручений будет меньше, поскольку кризис предполагает снижение экономической активности в целом, но для юристов они могут быть компенсированы за счет конфликтных практик. В прошлый кризис мы наблюдали у клиентов тенденции на сокращение издержек на консультантов за счет найма юристов в штат. Но возможности данного ресурса замещения ограничены: хорошего эксперта держать накладно, и, как любой инструмент, он требует постоянного применения, поэтому бизнес стремится нанимать специалистов универсального профиля. В консалтинге, напротив, происходит концентрация по специализации. В целом кризис заставляет вырабатывать наиболее эффективные модели бизнеса, и в этом его безусловно позитивная роль.
Егор Носков, управляющий партнер Duvernoix Legal
Как и в кризис 2008 года, ожидается рост банкротств и судов и уменьшение количества крупных сделок. Отличие в том, что теперь юридической работы с иностранным элементом будет в разы меньше, а значит, юристов–международников ждет существенное уменьшение дохода.
Маловероятно, что международные юридические фирмы будут готовы переходить на рублевые почасовые ставки.
В результате кризиса доля рынка в деньгах в значительной степени сместится в сторону сильных российских фирм. Именно они выиграют в результате сегодняшних перемен. С другой стороны, даже при существенном росте выручки в рублях сомневаюсь, что кто–то вырастет в оборотах в пересчете на валюту.
Существующие российские компании будут снижать стоимость услуг и умерять аппетиты по доходам и прибыли, чтобы переждать турбулентность. В этих условиях даже скромные запросы квалифицированных фрилансеров не дадут им развиться в полноценные новые юридические бизнесы, а без этого уважающие себя компании с ними работать не будут.
Для нас 2014 год был самым успешным в истории, росла выручка и в рублях, и в валюте, но мы смотрим в 2015 год с весьма умеренным оптимизмом. Большинство крупных клиентов, работающих по валютным контрактам, попросили о фиксации валют по курсу ниже рыночного, в чем мы им пошли навстречу, чтобы не потерять долю рынка.
Игорь Елисеев, генеральный директор «РосРазвитие – СПб»
Крупные фирмы выигрывают по деньгам, так как к ним обращаются по взысканию долгов, неисполнению обязательств их же постоянные клиенты, испытывающие сегодня проблемы неплатежей. Но не думаю, что повышение носит глобальный характер.
Средние и малые фирмы ничего не выигрывают: просто меняются виды услуг, которые они оказывают клиентам. Ставки по судам не выше, чем по сделкам, поэтому в деньгах для небольших компаний ничего не изменилось.
Климент Русакомский, управляющий партнер ЮК «Парадигма»
Я полагаю, в выигрыше будут небольшие мобильные юридические компании, так как, в отличие от одиночек, они могут предложить больше направлений практик и показать большую компетенцию, чем один юрист, но, в отличие от крупных компаний, более мобильны, креативны и менее зарегулированы.
In–house будет в любом случае в проигрыше, так как зависит от компании, которая будет страдать в кризис. И проблемы у штатных юристов будут возникать как раз из сделок, которые до этого эти же юристы и оформляли.
Инна Вавилова, управляющий партнер АБ «Прайм Эдвайс – СПб»
Настоящие профессионалы в in–house будут чувствовать себя достаточно стабильно, но компании постараются переложить на них часть работы, которая раньше отдавалась на аутсорсинг, чтобы сократить расходы. Но ряд юристов среднего и низшего звена, «менее ценные», могут быть уволены с той же целью — сокращение расходов. Логика работодателя проста: всегда сокращения начинаются с подразделений, которые сами прибыль не генерируют. Если раньше можно было позволить себе пять юристов, то теперь постараются обойтись тремя.
Выживут и юристы–одиночки, у них нет хозяйственных, административных, а часто и налоговых расходов, в этом смысле они более гибкие, могут и демпинговать, если надо. Что касается юридических фирм, здесь многое будет зависеть от специализации компании, от умения руководства перестраиваться и от желания сохранить коллектив, а не от размера фирмы. В предыдущий кризис мы не уволили ни одного сотрудника, хотя какое–то время было непросто. В итоге оказались в выигрыше, на мой взгляд.
Мы — одни из лидеров на рынке банкротств, нам легче: есть рынок услуг, in–house–юристы по понятным причинам в банкротствах специалистами не являются, и невозможно нас заменить, положившись на внутренние ресурсы компании. Но мы понимаем, что, если кризис затянется, выигравших не будет.
Виктор Думлер, управляющий партнер АБ «Думлер и партнеры»
В кризис выиграют компактные юридические команды — за счет меньших издержек и ярко выраженной специализации, прежде всего в области разрешения споров. Крупные отечественные юридические фирмы нарастят обороты за счет тренда перетока отечественных корпоративных клиентов от ИЛЬФов (от International Law Firm. — Ред.). Этот тренд проявился еще в прошлом году. У нас по его итогам выручка выросла на 30% по сравнению с 2013 годом, при этом до 70% выручки принесла практика разрешения споров, тогда как прочие практики стали менее доходными.
Петр Мамошин, адвокат ЮК «Хренов и партнеры»
Не думаю, что кризисные явления приведут к серьезным изменениям в структуре юридического рынка. Юридические услуги похожи на медицинские: экономия на них чревата серьезными последствиями. Естественно, в условиях кризиса экономить все же придется, но вот способы экономии каждый бизнес будет применять свои. Кто–то сократит штатных юристов и будет привлекать внешних консультантов, кто–то сократит бюджеты на юруслуги и будет стараться обойтись силами штатных сотрудников.
Битва за клиента обострится, но какую часть рынка заберут штатные юристы, а какую поделят одиночки, небольшие и крупные фирмы, — это будет определяться не столько экономическими мотивами, сколько личными предпочтениями каждого бизнесмена. Кто–то доверяет только своим внутренним юристам и не склонен пользоваться услугами наемных, а кто–то считает, что, напротив, лучше не тратиться на зарплату штатных юристов и по мере необходимости пользоваться услугами привлеченных. Одиночки, сколотившие свою клиентуру, тоже никуда не денутся. При этом всегда будут бизнес–проекты, в которых без привлечения «тяжелой артиллерии», то есть крупных фирм, не обойтись. В целях экономии по воробьям из пушек станут стрелять реже, но пушки без работы точно не останутся.
Артем Жаворонков, партнер Dentons
На плаву в кризис удержатся самые крупные фирмы, у которых есть большой запас прочности, и маленькие специализированные юридические «бутики». Середнячкам придется или продаваться более крупным структурам, или уходить с рынка. С «инхаузами» ничего не случится, как работали, так и будут работать. Хотя денег у всех будет меньше: в большинстве бизнесов рост зарплат заморожен, кроме бизнесов, завязанных на Интернет или ориентированных на экспорт.
Андрей Гусев, управляющий партнер Borenius в России
Юридические услуги остаются востребованными даже в кризис, но изменяется специфика. Растет количество банкротств, трудовых споров (связанных с увольнениями), остается актуальной оптимизация налогообложения. В каждом конкретном случае преимуществом будет обладать разная категория участников юридического рынка. Бизнес будет сокращать свои расходы, в том числе и на юристов. Поэтому трудно сказать, кто выиграет: вернее говорить о том, кто меньше потеряет.
Крупный бизнес не уйдет от закупок юридических услуг на стороне, но сократит их количество. Возможно, будет сделан реверанс в сторону юридических фирм среднего сегмента, предлагающих качественные услуги, но за меньшую стоимость. В итоге крупный бизнес может увеличить нагрузку на внутренние службы и снизить спрос на услуги крупных международных юридических компаний.
Мелкий бизнес будет максимально задействовать собственных юристов и либо вообще откажется от услуг юридических фирм, либо будет делать это очень точечно. И тут могут выиграть частнопрактикующие юристы / адвокаты за счет сфокусированного подхода к конкретной ситуации и более приемлемого предложения.
Меньше всего потеряют фирмы среднего ценового сегмента. Им представится возможность более активно работать с крупным бизнесом (за счет соотношения цена — качество), и останется возможность обслуживать бизнес среднего уровня.
Павел Горошков