Комментарии в СМИ

«Дороги, которые не выбирают: миллиарды рублей обойдутся без конкурсов»

Ольга Дученко, адвокат, старший юрист корпоративной и арбитражной практики АБ «Качкин и Партнеры», комментирует закон, благодаря которому Петербург сможет распределять затраты на содержание дорог без конкурсов. 

В 2019 году был принят федеральный закон, запрещающий работу ГУПов на конкурентных рынках. В течение 2 лет такие предприятия должны быть ликвидированы или реорганизованы. Но инициатива, направленная на повышение конкуренции, в данном случае может привести к противоположному результату.

«Реорганизация предприятий путём их преобразования в государственные бюджетные учреждения преследует несколько целей: повысить эффективность и устойчивость системы управления дорожным хозяйством за счёт оптимизации количества руководящего и управленческого персонала существующих ГУП при преобразовании в ГБУ; способствовать развитию материально-технической базы за счёт прибыли, оптимизация и регулирование трудовых ресурсов, увеличение рабочих специальностей, сохранение постоянных рабочих мест», — сообщили dp.ru в комитете по благоустройству.

Комитет отметил, что «при обсуждении вопросов о создании ГБУ учитывался также положительный опыт города Москвы, где ГБУ «Автомобильные дороги», входящее в структуру департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы, выполняет работы по содержанию, ремонту, капитальному ремонту и обустройству дорог и мостов».

Содержание дорог является основной сферой деятельности дорожных предприятий и в Петербурге. Но это право каждый год разыгрывается на конкурсах. Так, например, в нынешнем году разыгрывалось 16 млрд рублей, правда, сразу на 1,5 года.

В большинстве районов конкурсы проходят, как правило, предсказуемо. Право работы в центральных районах обычно выигрывает ГУДП «Центр», в Кировском и Красносельском — ГУДП «Путь», в Курортном и Кронштадтском — ГУДСП «Курортное», в Петродворцовом — ГУДСП «Петродворцовое». Нередко кроме них на подряды никто даже не претендует.

Но это не значит, что всё обходится без скандалов. Например, в Выборгском и Калининском районах в этом году конкуренцию АО «Коломяжское» (оно также принадлежит городу) решило составить частное СП «Северное», работавшее ранее на субподрядах. Оно выиграло Калининский район, однако результаты торгов были обжалованы. Разбирательства идут до сих пор.

Кстати, жалобы поступили и на конкурсы по остальным районам. На их итоги это не повлияло, но волокиты добавило: жалобы рассматривались в центральном аппарате ФАС в Москве.

Единственный частный игрок, уже много лет работающий на рынке содержания дорог Петербурга, — АО «Автопарк №7 Спецтранс». Ему традиционно достаются Невский и Красногвардейский районы.

Но в Москве, на опыт которой ссылается комитет по благоустройству, масштабные конкурсы на содержание дорог не проводятся — попадаются тендеры лишь на локальные участки. Дорожные предприятия в столице уже давно существуют в форме ГБУ, и свою работу они делают на основе так называемых государственных заданий, когда орган власти поручает выполнить ту или иную работу своему учреждению без всякого конкурса.

По такому же принципу работают и ГБУ в Петербурге. Например, за содержание мостов отвечает СПб ГБУ «Мостотрест», и ему не приходится бороться за это право на конкурсах. Более того, «Мостотрест» сам привлекает подрядчиков для проведения различных работ через систему госзаказа.

Точно так же может заработать и система содержания дорог. «В теории город сможет отказаться от проведения конкурсов, поскольку появится возможность выполнять работы и оказывать услуги на основании государственных заданий для бюджетных учреждений», — говорит старший юрист корпоративной и арбитражной практики адвокатского бюро «Качкин и Партнёры» Ольга Дученко.

«Я думаю, что Москва делает совершенно правильно, — комментирует генеральный директор Ассоциации строителей и поставщиков дорожного комплекса Юрий Агафонов. — Сколько бы ни говорили о том, что нарушается конкуренция, но содержанием дорог должны заниматься профессионалы. Все хотят зайти на госзаказ и думают, что это манна небесная и огромные прибыли. Нет, это только одни проблемы, потому что идёт недофинансирование содержания дорог. Вот коммерческая структура выиграла конкурс, вышла. Ей выделили 40% от норматива. И коммерческая структура скажет: вот на 40% я и буду убирать дорогу, остальное — ваши проблемы. А бюджетное учреждение будет выходить, чистить и выполнять указания. Часто с ними окончательный расчёт не производится, и они ждут, пока появятся деньги. Это разные подходы совершенно».

Ольга Дученко указывает ещё на одно последствие реформы. Дело в том, что самим ГБУ придётся стать прозрачнее в собственных закупках. ГУПы размещают заказы по закону 223-ФЗ, который позволяет проводить процедуры формально, не раскрывать параметров сделок и т. д. Яркий пример — закупка ГУДП «Центр» в 2019 году уборочной техники на 2,9 млрд рублей. После подведения итогов конкурса не было опубликовано даже название победителя. Бюджетные же учреждения обязаны проводить свои закупки по 44-ФЗ с максимально жёсткими требованиями. Таким образом, среди субподрядчиков конкуренция может усилиться.

Александр Лобановский

Материал опубликован на сайте DP.ru 14.08.2020

Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD
Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ