Новое в регулировании

Изменения в законодательстве о банкротстве для юридических лиц

Информируем Вас о том, что 22 декабря 2014 г. и 29 декабря 2014 г. были приняты два Федеральных закона № 432-ФЗ и № 482-ФЗ соответственно, которыми были внесены значительные изменения в Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) и Кодекс об административных правонарушениях РФ (далее – Законы). Закон № 432-ФЗ вступил в силу 23 декабря 2014 г., закон № 482-ФЗ- 29 января 2015 г. (за исключением ряда положений).

Нововведения направлены на повышение эффективности процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе в деле о банкротстве кредитной организации.

Ниже представлен обзор наиболее существенных изменений, внесенных Законами в действующее законодательство.

1. Изменен размер требований к должнику — юридическому лицу, необходимый для возбуждения производства по делу о банкротстве. Теперь таковой должен составлять не менее трехсот тысяч рублей, а не ста тысяч рублей, как было ранее.

2. Право подавать заявления об оспаривании сделок должника предоставлено конкурсному кредитору или уполномоченному органу, если размер кредиторской задолженности перед ним, включенной в реестр требований кредиторов, составляет более 10 процентов общего размера кредиторской задолженности, включенной в реестр требований кредиторов, не считая размера требований кредитора, в отношении которого сделка оспаривается, и его аффилированных лиц.

3. Изменяется регулирование процедуры банкротства кредитных организаций. Утрачивает силу Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». В Закон о банкротстве вводится новый параграф 4.1. «Банкротство кредитных организаций», который содержит, в том числе новые меры по предупреждению банкротства кредитных организаций, осуществляемые с участием Агентства по страхованию вкладов.

4. Уточнены правила продажи имущества должника, в частности:

  • изменены правила продажи социально значимых объектов и памятников истории и культуры;
  • введены новые положения о саморегулируемых операторах электронных площадок, ответственности оператора электронной площадки и обязательном страховании такой ответственности.

5. Появляются новые требования к заседаниям комитета кредиторов, в частности:

  • протокол заседания комитета кредиторов направляется в арбитражный суд;
  • установлены требования к количеству экземпляров протокола и документам, прилагающимся к протоколу;
  • решения, принятые на заседаниях комитета кредиторов, должны быть опубликованы арбитражным управляющим в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.

6. Изменяются требования к заявлению должника о признании его банкротом.

  • Должник не менее чем за 15 календарных дней до даты подачи заявления должника обязан опубликовать уведомление об обращении в арбитражный суд с заявлением должника путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц*.
  • Саморегулируемая организация арбитражных управляющих при подаче заявления должника будет определяться посредством случайного выбора в порядке, который будет установлен Минэкономразвития России**. То есть, теперь кандидатура арбитражного управляющего не может быть предложена для утверждения судом самим должником.

7. Уточняются последствия вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения.

  • Теперь на сумму требований конкурсного кредитора и уполномоченного органа с даты введения наблюдения до даты введения следующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения.
  • Временный управляющий обязан готовить для предоставления первого собрания кредиторов новый документ — заключение о наличии или об отсутствии оснований для оспаривания сделок должника.

8. Уточняется порядок установления размера требований кредиторов.

  • Внешний, конкурсный и финансовый управляющий обязаны включить в течение 5 дней с даты получения требований кредитора в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о получении требований кредитора, а также предоставить лицам, участвующим в деле о банкротстве, возможность ознакомиться с требованиями кредитора и прилагаемыми к ним документами.
  • Возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд в течение 30 дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о получении требований соответствующего кредитора.
  • При банкротстве ликвидируемого должника кредиторы вправе предъявить свои требования в течение двух месяцев с даты опубликования сообщения о признании должника банкротом (ранее срок закрытия реестра требований кредиторов ликвидируемого должника составлял месяц).

9. Залоговым кредиторам предоставлены новые права.

  • Залоговые кредиторы теперь имеют право голосовать в любой процедуре банкротства по вопросам: о выборе арбитражного управляющего и саморегулируемой организации, обращении в суд с ходатайством об отстранении управляющего, прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.
  • Сведения о начальной продажной цене предмета залога, порядке и условиях проведения торгов, порядке и условиях обеспечения сохранности предмета залога подлежат включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве не позднее, чем за пятнадцать дней до даты начала продажи предмета залога на торгах. В случае разногласий между залоговым кредитором и конкурсным управляющим или лицами, участвующими в деле о банкротстве, каждый из них в течение десяти дней с даты включения сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве вправе обратиться с заявлением о разрешении таких разногласий в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве.
  • Залоговый кредитор может оставить предмет залога за собой в ходе торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения на любом этапе снижения цены такого имущества при отсутствии заявок на участие в торгах по цене, установленной для этого этапа снижения цены имущества.

10. Установлены дополнительные требования к отчету внешнего и конкурсного управляющего. Отчет теперь должен содержать сведения о сумме текущих обязательств должника с указанием процедуры, применяемой в деле о банкротстве должника, в ходе которой они возникли, их назначения, основания их возникновения, размера обязательства и непогашенного остатка.

11. Увеличены размеры штрафов за неправомерные действия при банкротстве, и введен новый состав административного правонарушения:

Неисполнение руководителем юридического лица в установленный законодательством о несостоятельности (банкротстве) срок обязанности по направлению собственнику имущества должника — унитарного предприятия, а также лицам, имеющим право инициировать созыв внеочередного общего собрания акционеров (участников), сведений о наличии признаков банкротства, равно как и копии заявления должника при подаче его в арбитражный суд, отзыва должника на заявление о признании должника банкротом влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до двух лет.

Выше приведены лишь основные изменения, внесенные в законодательство о банкротстве. В каждом конкретном случае необходимо отдельно оценивать применимость указанных нововведений.

* До 01.07.2015 должник обязан вместо опубликования заявления в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц письменно не позднее чем за 30 (тридцать) календарных дней до обращения в суд уведомить всех известных кредиторов.

** До установления такого порядка саморегулируемая организация будет определяться судом.

Скачать PDF

Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD
Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ